С Настя 02.12.2015

Девау – значит Бог: захватыващая история заброшенного аэродрома

Нам повезло жить в области и городе, в котором каждая его часть так или иначе знаменательна историческими событиями и так и веет на нас дыханием прошлого.

Аэропорт Храброво в 2014 году обслужил 1 миллион 460 тысяч пассажиров, мощно нарастив пассажиропоток от 163 тысяч с 2002 года, но он не первый, кто принимал пассажиров и самолеты на территории земель бывшей Пруссии, хотя и его история заслуживает внимания. Первый аэропорт, ставший воздушными воротами Кёнигсберга, а также один из первых аэродромов мира (о чём знают, между прочим, далеко не все) – это известный нам, по большей части, как место проведения развлекательных мероприятий  и автодром для пока еще не очень умелых водителей Дэвау.

Его славная история как площадки для взлёта и приёма гражданских воздушных перевозчиков началась в 1919 году, но если смотреть ещё глубже, имение Девау когда-то принадлежало к королевским владениям и имело многовековую историю. Парад в Девау 5 июня 1798 принимал король Пруссии Фридрих Вильгельм III, а в 1808 году – император Наполеон. В  упоминании в поземельном кадастре 1883 года значилось, что Девау уже более полутора века использовался как военный плац. После Версальского договора, установившего запрет для Германии на обладание военной авиации, в аэродром вдохнули новую жизнь – дали работу немецким военным летчикам, оставшимся без дела. Иии понеслась! В следующие ближайшие годы на Дэвау отстраивают первую на планете стационарную авиационную метеослужбу, аэровокзал, ставший первым подобного рода сооружением во всей Европе. Далее Девау становится базовым аэродромом русско-германского общества воздушных сообщений «Дерулюфт». Первые самолеты «фоккеры» FIII перевозили пассажиров и корреспонденцию регулярными рейсами Кёнигсберг — Москва с периодичностью 2 раза в неделю за 8 часов 45 минут. Сто лет сократили это время почти в 4,5 раза!

Примечательным в истории Девау стали не только его уникальность в плане первообраза современных аэропортов, но и пассажиры – от любимого Есенина и Маяковского с их не менее именитыми женщинами до медвежонка Татьяны, которую Москва прислала специально для Берлинского зоопарка. Маяковский, кстати,  впечатлённый полетом, не замедлил излить свои эмоции в стихотворении Москва-Кёнигсберг:

…Проезжие — прохожих реже.
Еще храпит Москва деляг.
Тверскую жрет,
Тверскую режет
сорокасильный «Каделяк».
Обмахнуло
радиатор
горизонта веером.
— Eins!
zwei!
drei!  —
Мотора гром.

В небо дверью —
аэродром.
Брик.
Механик.
Ньюб_о_льд.
Пилот…

В конце 1926 года истекал срок действия договора о «Дерулюфте». Несмотря на отличные показатели работы общества, имелись разногласия по вопросу о продлении договора. Bследствие чего Дэвау свое воздушное сообщение с СССР окончил. Но его жизнь как аэродрома продолжалась, в том числе в августе 1930 в кёнигсбергском аэропорту Девау гостил всемирно известный дирижабль «Граф Цеппелин». Во время визита он совершил несколько демонстрационных полетов.

В 1944 году Дэвау разбомбила авиация союзников. Тогда аэропорт понёс большие потери, было полностью разрушено здание аэровокзала, повреждены ангары. Когда 9 апреля 1945 года аэропорт заняли советские войска, от него уже мало что осталось — но все же часть ангаров и останки метеорологической станции, можно увидеть и по сей день. Восстановительные работы в 1945 г. позволили создать аэропорт и открыть первую авиалинию Москва-Кёнигсберг-Берлин.

Сейчас аэродром, носящий имя Devau, что происходит от прусского слова «deywis» — «Бог», живет безвоздушной, но временами весьма увлекательной  жизнью — на его территории проводятся массовые динамичные мероприятия. Но будущее этой исторически значимой территории весьма нестабильно. Ведь в сегодняшние дни вокруг аэродрома также  кипят страсти. Существовавший долгое время аэроклуб «законсервирован» на неопределенное время. Противостояние застройщиков, намеревающихся перелопатить, в прямом смысле этого слова, наследие прусской культуры, и неравнодушных граждан во главе с руководителем аэроклуба длится уже более двух лет.

Хочется верить, что богатая история этого действительно уникального места не закончится очередной бесславной застройкой , коими ежегодно пополняется современный Калининград.

 

в центре внимания Вернуться на главную

цифра дня 18 Настолько градусов прогрелись водоемы области
видео дня Клен. Видео из Гвардейска на конкурс "Они защищали Родину"
Страдымов Кирилл, Трофимович Роман, Беляева Елена, Бурмистров Вадим