Эксклюзив

Гедонист VS. Аскет

Опубликовано 28 января 2015 в 21:53
0 0 0 0 0

Современный мир заставляет человека искать счастье, используя кардинально разные пути его достижения. Для обретения гармонии с самим собой человек придумал вегетарианство, йогу, сыроедение, пилатас, а также декаданс, клубы, пенные вечеринки, сексуальные девиации и туризм. Поиск смысла жизни швыряет человека из крайности в крайность, помогают ли они — вопрос самовнушения (простите, веры) и, в меньшей степени, влияния веществ, дыхательных практик и физических нагрузок на организм.

Сегодня мы поговорим о крайних формах осмысления человеком жизни — отказе от удовольствий (аскетизм) и непомерном их потреблении (гедонизм).

Гедонист

Есть такие люди, и их большинство, которые считают, что смысл бренному существованию придаёт удовольствие во всех его формах. Такой человек имеет объяснение каждому своему желанию, без ханжества их удовлетворяет, ища новые формы и возможности этого самого удовольствия. Начинается всё невинно: выпивка, секс, вечеринки, вкусная еда. Потом всё это растёт в геометрической прогрессии, ведь чтобы получать больше удовольствия, надо увеличивать количество всего вышеперечисленного. Жизнь превращается в сплошной праздник, и человек решает, что жить в карнавале ему значительно приятнее, чем задумываться о духовном росте и будущем, которое может не настать. И правда, суть нашего общества в постоянном риске: зная о нём, мы не уменьшаем вероятность, мы только увеличиваем осознанность. То есть, если я понимаю, что меня может сбить автобус, это не значит, что он меня не собьёт. Зато, зная об этом, я не буду себе ни в чём отказывать, понимая, что есть вероятность того, что каждый прожитый мною день может оказаться последним.

Затем, тривиальные развлечения становятся обыденностью, возникает потребность их всё время усложнять: на смену алкоголю приходят наркотики, которые в свою очередь градируются по тяжести, секс становится всё изощреннее, вечеринки опаснее, еда необычнее. Погоня за удовольствием ради удовольствия делает потребности в принципе неудовлетворимыми, а его поиск заменяет смысл жизни. У таких людей отсутствует внутренний фильтр: они используют все возможности, которые могут принести им новые ощущения или вернуть старые. Они легки на подъём, безотказны и безответственны. Стараясь впитать все удовольствия мира, они забывают реальность и все её неприятности воспринимают как трагедию. Ранимая душа убегает в волшебную сказку, где проблемы уходят на второй план и значение имеет лишь проживаемая сейчас секунда. Общество потребления с удовольствием направляет свою деятельность на них: чтобы чувствовать себя лучше, тебе нужно как можно больше — покупай, покупай, покупай. Чтобы быть счастливым тебе нужно как можно больше партнёров. Чтобы твоя жизнь была беззаботна, затумань свой разум веществами.

Жить каждый день так, будто он последний, значит не жить в реальности. Межчеловеческие связи все менее важны, нет привязанностей, любви, дружбы. Люди — такой же инструмент получения удовольствия, как и всё остальное (это даже не обязательно секс, это может быть, к примеру, интересное общение). Гедонист — человек с постоянной жаждой удовольствий, знаний, эмоций, впечатлений, он впитывает их и так же быстро выпускает, поэтому сразу бежит за следующей дозой.

 

 

Аскет

 Такой образ мысли, как правило, присущ  религиозным людям, которые заботятся о  душе во имя счастья в загробной жизни. Но и  без веры в Бога у этого есть вполне логичное  объяснение. Время – самый важный и самый  дефицитный ресурс в нашей жизни. Кому  будет лучше, если тратить его на  бессмысленные развлечения? Что если завтра жизнь не оборвётся, что если впереди годы и годы. А чем больше, тем лучше. Жизнь ради удовольствий – это, конечно, весело, но бесполезно. Куда лучше довольствоваться малым, не пресыщаться и уметь наслаждаться тем, что есть, не требуя большего.

Помогать другим, «вкладывать в душу», так сказать. Тело человека — храм, кто мы такие, чтобы отравлять его, развращать и разрушать. Время и так сделает это за нас, зачем ускорять процесс? Жизнь — чудесный дар, который надо уважать. Отказываясь то от одного, то от другого, аскет начинает видеть наслаждение в вещах, где невооружённым взглядом его не видно. А главное, не нужно ничего для этого делать, всё уже появилось без нашего участия: солнышко светит, птички поют, травка зеленеет. Полный дзэн.

Большинству людей такой образ жизни кажется невыносимо скучным: постоянный самоконтроль, конечно, невероятно круто, но и невероятно сложно. Разум и тело находятся в постоянной работе – необходимо прикладывать усилия, чтобы отказывать себе в лёгких путях получения эйфории. Вспомните, как пытались сесть на диету или бросить курить. А теперь представьте, что силу воли вам необходимо применять каждую секунду своей жизни. И никакой слабости, вроде пироженки перед сном, или «последней» сигаретки. Никаких украшений или айфонов, брендовой одежды и дорогих машин, никакого уюта и комфорта дома, что, по сути, является захламлением чистого и светлого пространства.

Такие люди здоровы, стройны, и кажутся чрезвычайно мудрыми, ведь они взяли под контроль всю свою жизнь. На других смотрят свысока — большинство людей – рабы своих желаний, своих потребностей, своих инстинктов.

Отличительной чертой аскетизма, пожалуй, является то, что человек принимает то, что даёт ему мир, а не берёт сам.

В этой крайности, на наш взгляд, тоже нет ничего хорошего: зачем отказывать себе в маленьких радостях жизни? Зачем лишать себя возможности ошибаться, творить глупости и иногда думать лишь о себе? Самоконтроль – штука полезная, но надо уметь вовремя его включать и выключать, отпускать себя и плыть по течению, хотя бы недолго, чтобы отдохнуть, чтобы позволить Вселенной делать своё дело.

 

Определенно гедонизм. Потому что пока молодой, нужно получать удовольствие от жизни, а не ограничивать себя в чем-то.

Миша, 20 лет

Удовольствие — не только  напичкивание себя едой, отдыхом и развлечениями. Само удовольствие — это заслуженный результат от каких-либо стараний, стремлений. И ограничение себя по каким-то признакам способствует этому.

Александр, 21 год

Крайности не для меня, я люблю во всём баланс. То есть иногда себя в чём-то ограничиваю, если понимаю, что это нужно, а иногда могу себя и побаловать.

Даша, 22 года

Полная приверженность гедонизму — это дорога к сверхобезьяне, путь низкой похоти, недостойное чести этическое учение, да простит меня Дионис запутавшийся в виноградных лозах сладости наслаждения и слабой воли.
Аскетизм — есть верное отречение, ведь как поговаривал старик Ницше: «чем больше в стране нищих, тем она к богам ближе»

Воланд, 21 год

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook