Калининградские моникёрки*

Опубликовано 21 августа 2014 в 23:49
0 0 0 0 0
*Моникерки — маленькие рисунки на грузвагонах, выполненные углем или мелом, изначально система символов хобо.

Хобо – субкультура бродяг, появившаяся после Гражданской войны в США и закончившая свое фактическое существование после окончания Великой депрессии. В эти периоды людям было тяжело найти работу в родном городе, и они вынуждены были колесить на товарных вагонах по стране в поисках хоть какой-то подработки. Волей–неволей им приходилось жить жизнью бомжей, быть готовыми быть загрызанными собаками или убитыми копами. Словом, жизнь была нелегкой, и приходилось как-то выживать. Для этой цели хобо придумали свою собственную систему символов – родителей современных моникерок.

 

В 50-е годы аутентичная культура окончательно закончила свое существование, но продолжала вдохновлять и нашла свое развитие в молодежных движениях и стрит-арте. В 60-х битники подхватывают хобо эстетику, бороздят Америку, нажираются в слюни и засыпают с бродягами, старательно прячась от всепожирающей американской мечты. В 90-х уличные художники заново открывают хобо-арт, и древнее уличное искусство возрождается, в 2000-е бокскар-арт пережил второе рождение — появились сотни новых имен, как Deuce SevenLabronaThe Kodak KiddVilxOtherPet Perry, KeimSwamp Mother и Don Porfirio aka Mongolez. Известный фотограф Майк Броуди, вдохновившись бродягами, ездит по стране на товарняках , снимая местную шантрапу и маргинальщину, что, впрочем, не мешает ему с успехом выставляться в Лувре.

В России, хобо переродилось в 2009, благодаря усилиям питерского художника Омича, впоследствии познакомившегося с калининградским художником Спрутом, с которым совместными усилиями и начал раскачивать лодку. В результате, культура распостранилась и неплохо прижалась по России, породив и других художников, работающих в этом направлении: в Питере — The D Letter, Kosme, Цирик, Соня, Never. В Нижнем Новгороде рисуют парни из команды Той, а также Dopel (единственный, кто делает двухцветные рисунки). В Екатеринбурге рисует Havok, в Москве — Кирилл Облако, еще есть локальный очаг в украинском городе Запорожье, где довольно активно делают хобо-арт Стёпа, Мишн Комплит,Wank.

В Калининграде хобо-артом занимаются художники из команды МЕМЕ: Mrook, Jon, Razor, K.013,  Ши и Спрут, cамо собой, у которого мы и решили узнать побольше об этом искусстве:

Откуда ты узнал про хобо-арт?

Хобо-арт — это не точное название данной художественной формы, просто нам так проще понимать, о чем идет речь. Оригинальных  американских  названий этого движения несколько — товарный арт (boxcar art), рельсовый арт (rail art), моникерки (т.е. «погоняла» по-русски, monikers) и даже полосы (streaks). В Америке термин «хобо-арт» употребляется  в основном теми, кто мало знаком с культурой. Я узнал про эти рисунки году в 2003-м, когда смотрел сайт graffiti.org — там есть целый тематический раздел, но в то время они на меня не произвели впечатления. В 2009 г. по интернету я познакомился с Омичем из Санкт-Петербурга, у него увлечение классическим граффити прошло в 15–17 лет, потом он долго ничем подобным не занимался. Уже в зрелом возрасте, открыв для себя хобо-арт, Омич увлекся им, стал собирать информацию и первым в стране начал рисовать моникерки (2009 г.)

Хобо-арт в России получил какое-то развитие с 2009-го?

Развитие идет, но очень медленно. Мы с Омичем начали раскачивать эту лодку с 2010-го, когда делали пдф-журнал Freight Upgrade (вышло всего 3 номера, и включали в каждый номер информацию про бокскар-арт).

Есть какие-то проблемы, тормозящие адаптацию хобо-арта в нашей стране?

Во-первых, культура для нашей страны еще очень молодая. Будем надеяться, что все только начинается, и количество артистов будет расти. Во-вторых, конечно, это жанр специфический, и чтобы им проникнуться нужно особое состояние души — любить железную дорогу, чувствовать романтику рельс, знать и интересоваться хобо культурой. В-третьих, проблема с инструментарием — у нас не так просто найти и купить индустриальные маркеры, это дефицит, выражаясь полузабытым языком. Однако, все же надеюсь, что хобо-арт приживётся в бывшем СССР, ведь предпосылки для этого очень хорошие — огромный вагонный парк и большая протяженность дорог, пересекающих все крупные города — условия аналогичны американским.

Несмотря на оптимистические прогнозы Спрута, стоит подчеркнуть, что на данный момент у хобо–культуры в нашей стране  появилось не так уж много последователей  с 2009 года, а молодые художники – это зачастую художники уже другой формации, так что вполне возможно, это уже вымирающее направление в русском стрит-арте. 

Также нельзя не отметить, что калининградская сцена самая разнообразная и интересная в пределах бывшего СССР. Можете сами удостовериться.

Автор текста: Елена Пустова

 

0 0 0 0 0




24 августа 2014
Вконтакте
facebook