«Любой приличный человек должен быть феминистом или феминисткой»: мнение социолога

0 0 0 0 0

Феминизм — довольно противоречивая даже для продвинутого общества тема, вокруг которой всегда роится множество споров. Накануне калининградский социолог Анна Алимпиева прочла очень простую для понимания и в то же время очень непростую для принятия и обдумывания лекцию о феминизме и самосознании. Несколько тезисов записал TKR.

467d1553

Мы живем в обществе феминистически необразованном. Феминистически непросвещенном. У нас очень превратные представления о феминизме. Есть люди, которые вообще не слышали этого слова и очень большое количество людей, которые думают о нем бог знает что. При том, что какие-то тезисы феминизма они могут разделять. Очень много каких-то заблуждений, и, что самое ужасное — каких-то предрассудков.

Типичная феминистка в сознании среднестатистического россиянина — это мужеподобное существо с небритыми подмышками и ногами, которое ненавидит мужчин и хочет им отрезать вообще все, что там откуда-нибудь выпирает. Но это совершенно нелепые впечатления.

Достаточно вспомнить тех людей, которые считают себя феминистками или феминистами и являются селебрити. У нас, честно говоря, особо некого назвать в стране. А если мы посмотрим туда, куда нам сейчас не рекомендуют смотреть — на Запад. То увидим там и Эмму Уотсон, и Мадонну, и Джастина Тимберлейка и Бенедикта Камбербетча вместе с ними. И так далее. Моя подводка такова, что любой приличный современный человек должен быть феминистом или феминисткой в зависимости от пола.

Есть такое определение, оно совершенно научное. Дала его в свое время американская ученая-историк Кален Офлейн. Она говорит, что феминизм — это теория и общественное движение за критическое осмысление привилегированного положения мужчин в обществе и соответственно подчиненного положения женщин. Очень мне кажется лайтовое, мягкое определение. Есть констатация факта, что мы живем в обществе, где есть иерархия по признаку пола. Мужчины занимают в этой иерархии более высокую ступень, они обладают привилегиями, властью. Женщины находятся в подчинении, угнетаются и эта ситуация не нравится феминистскому движению.

86734045405969.582f4efd96b9e

Мы видим две ипостаси у феминизма. Одна исследовательская, научная, академическая. Это большой спектр теоретических концепций разного рода: философского, социологического, политологического, лингвистического и так далее. Это все можно читать. К сожалению, большинство текстов не переведены на русский. Но в сети они все хорошо доступны.

Вторая ипостась в том, что феминизм является общественным движением. И здесь видимо необходимо объяснить, что такое общественное движение. Это такая форма коллективного поведения, когда люди определенным образом реагируют на какие-то социальные проблемы. И добиваются изменения сложившейся ситуации. Фишка в том, что спектр участников любого общественного движения очень широкий. Есть лидеры, олицетворяющие движение, как Ленин, есть некие активисты как те девушки, которые повесили баннер на Кремль и которых сейчас нещадно критикуют и есть люди, которые просто сочувствуют и симпатизируют. Я бы еще добавила, что есть люди, которые поддерживают идею некоего это движения, но этого сами не осознают.

Однажды я разговаривала с одной очень хорошей девушкой нашей калининградской. У нее было хорошее образование, опыт обучения за границей. Мы обсуждали очень актуальную для феминизма тему абортов. И она говорит мне «только не подумайте, что я феминистка»… Дальше мы стали беседовать, обсуждали брак, отношения и в конце беседы я ей сказала: должна вас расстроить, но вы феминистка.

Если говорить о российском обществе, то нам не хватает рефлексии, которая бы нас привела, многих, по крайней мере молодых людей, к пониманию того, что они все-таки принадлежат к этому движению. Но хорошая новость: в последние два года дискуссия по вопросу феминизма явно обострилась. Очень много было сюжетов, которые стимулировали эту дискуссию. Я бы сказала, что началось все с Pussy Riot. Феминистский панк-молебен знаменитый, за который они схлопотали двушечку. Но государственные СМИ не особо прокачивали тему, что эта акция имела в том числе и феминистский характер и наверно на первый план выступила антиклерикальная направленность, но феминистское содержание там тоже было.

a9f5f845405969.582f4e7b9b92c

Еще из знаменитых историй это был был скандал «тёлка-гейт» в рунете. Спор о том, можно ли называть девушек «тёлочками». Он бурную дискуссию породил и приятно было видеть в процессе, какое количество людей осознали себя сторонниками гендерного равенства. И сказали «нет, неприемлемо называть людей такими словами». Я самые яркие вещи вспоминаю.

Потом случился флешмоб #янебоюсьсказать. На самом деле страшный флешмоб, который помимо дискуссии на феминистскую тему кое-какие особенности нашего общества и нашей культуры проявил. Колоссальное количество девушек и женщин на территории рунета, белнета и укрнета написали истории домогательств, изнасилований, в том числе и в детском возрасте и со стороны знакомых и родственников, которые с ними произошли. И этот флешмоб выявил колоссальный масштаб проблем о насилии. Это с одной стороны.

С другой, в ответ на эти страшные признания, которые требуют от человека огромного мужества, огромной психологической работы, огромной смелости, полился поток грязи. Не буду цитировать здесь, какими словами называли этих девушек и женщин. Но огромное количество людей обвинило самих этих девушек в том, что они были виноваты в совершенном над ними насилии. Кое-где звучали слова «так вам и надо». И это показывает, что насилие не только присутствует в нашей жизни, но еще и поддерживается большим количеством людей. И прошедшее 8 Марта — праздник не про женственность и преданность, также, как и 23 февраля — не день всех мужчин. Это День защитника Отечества.

Феминизм — это не партия «Единая Россия». Здесь никто не голосует хором. Здесь очень много совершенно разных подходов, объяснений, позиций, точек зрения и так далее.

Сейчас как раз в Москве разворачивается Фемфест, вокруг которого адские скандалы случились. Потому что одна часть феминистского сообщества сочла, что организаторы вообще неправильные феминисты и сделали все неправильно. Те критиков обвинили в неправильности. Не очень красивая история, но достаточно поучительная в плане того, что в нашем обществе мы любим проводить границы между людьми и указывать, что есть правильно и неправильно. Но можно сказать точно:

Если вы в какой-то степени разделяете идеи равенства людей вне зависимости от пола, сексуальной ориентации, гендерной идентичности, значит вы феминист или феминистка.

0 0 0 0 0