Эксклюзив

На рассвете иллюстраций: Олеся Нарыжная

Опубликовано 19 апреля 2015 в 16:38
0 0 0 0 0

С 6 по 11 апреля все калининградцы, тяготеющие к иллюстрациям, имели замечательную возможность прокачать свои скиллы, почерпнуть навыков в творческой атмосфере и узнать что-то новое напрямую от  преподавателя первой в России школы иллюстрации Miroedova School Олеси Нарыжной.

Олеся — душевная и простая девушка с добрым чувством юмора. Около недели она пребывала в Калининграде и обучала основам иллюстрации сформировавшуюся группу — мы застали за этим занятием в антикафе «Сухомятка», принимавшем курс, человек 20. Сейчас Олеся ведёт один из основных курсов в Miroedova School. Девушка закончила СПбГУТД графический дизайн, но ушла в искусство. Сейчас занимается моушн иллюстрацией и готовит выставку авторских работ. Путешествует, совмещая это с проведением курсов по стране и миру и развивает авторский проект современного искусства Smartphonography the project, который вы можете заценить в инстаграме. Он о красоте и дикой скорости жизни, от которой страдает её качество.

В нашей беседе Олеся рассказала о перспективах работы иллюстратором, критериях оценки произведений современного искусства, эпохе хипстеров и многом другом.

Олеся, почему выбор для проведения курса по иллюстрации пал на наш город?

У меня здесь живут очень хорошие друзья, которые позвали в гости и ещё предложили курс провести. Человеческий фактор сыграл решающую роль).

Как иллюстрация вошла в твою жизнь?

Я начала рисовать с детства, это дало свои основы и переросло в то, что имею сейчас. Также мы учились вместе с Софьей Мироедовой, основательницей школы. Она поделилась своими мыслями и идеями по поводу того, что и как можно сделать — иллюстрация в России развита меньше, чем в остальном мире. К сожалению, страна отстаёт, но есть люди, которые находятся на гребне волны, наверно, это и мы в том числе, поэтому хочется рассказывать, что всё гораздо интересней, чем кажется. У меня к тому времени был уже опыт, а Софье хотелось делиться, и идея была очень масштабной, что нужно все эти навыки и знания по иллюстрации продвигать в массы. Я решила, что это очень здорово, и так начался новый этап моего творческого пути.

Важно находить гармонию между тем, что уже создано, и тем, что возможно создать, и идти вперед.

Расскажи немного о школе.

Официальное открытые площадки школы состоялось в 2012 году, на тот момент мы были первой и единственной школой иллюстраций в России. Мы начали с курсов по иллюстрации, но не останавливаемся только на этом виде творчества, развиваем и другие направления визуальной коммуникации. В нашей стране немало возможностей развиваться в этом направлении. А интересных примеров и стилей во всём мире множество. В России известных иллюстраторов можно сосчитать по пальцам, но аудитория со временем растёт, и это не может не радовать. Наш проект нацелен в большей степени на то, чтобы развить мировоззрение, и уже потом отработать навыки. Умения — это, конечно, важно, но главное мыслить в правильную сторону, уметь смотреть на то, что создаёшь, прогрессивно и созидательно. Наши предшественники создали много хорошего, и это здорово, но никто не отменял сотворение нового сейчас. Важно находить гармонию между тем, что уже создано и тем, что возможно создать, и идти вперед. Это и называется творчество.

Востребован ли иллюстратор как рабочий кадр в настоящее время в российской среде?

Это искусство только начинает быть востребованным, но трудоустроиться уже есть возможности, просто нужно этого захотеть. Вот три варианта:
1) устроиться штатным иллюстратором в периодические издания — печатные или электронные ;
2) работать фрилансером самостоятельно;
3) найти варианты через иллюстраторские агентства — в Москве и Санкт-Петербурге, насчёт других городов пока не знаю.

Профессия нас выбирает. Если вы Микеланджело в душе, а мама сказала идти на экономиста и вы пошли — то это не здорово.

А как обстоят дела с  гонораром?

Зарплата разнится в зависимости от каждого направления, тут прослеживается такая градация: книжные иллюстрации — одни из самых низкооплачиваемых, дальше идут журнальные, ну и рекламные — самые крупные, в зависимости от маркетингового бюджета. Как по регионам — не знаю, везде уровень цен разный, сложно сравнивать. До сих пор поражаюсь местным ценам — от морковки за 7 рублей уже отвыкла.

Кто тебя вдохновляет в изобразительном искусстве?

Любой художник из эпохи Возрождения. Эти люди стали одними из первых, кто начал использовать технологии. Это мы сейчас можем за всю свою жизнь перевидать несколько эпох сразу, а в то время люди жили в одной эпохе и ней же умирали. Казалось бы, они не видели ничего нового, но используя камеру обскура и другие технологии, мастера эпохи Возрождения упростили себе жизнь. И я считаю, правильно сделали. Мы сейчас по сути занимаемся тем же самым.
Многих людей могу назвать, которыми вдохновляюсь. Вот уникальный пример — японка Йоко Шумицу, у которой весьма интересный путь. Она лет до 40-ка работала на родине в офисе, а потом переехала в Нью-Йорк и теперь рисует классные иллюстрации.

Если есть желание и стремление — всё получится.

Как ты относишься к эпохе хипстеров? 

То, что вижу я — это солянка из вроде бы начитанных молодых людей, половина из которых совершенно непонятно почему любят Бродского, либо состоит из каких-то 17-летних бизнесменов, и очень интересно, что будет с ними дальше, лет через 20. Просто интересно, с точки зрения истории. Так не было никогда, и что потом ждёт — будет какое-то суперглобальное повторение, и все придут к тому же, или что-то ещё?

В каких издания ты мечтала бы работать? Есть какие-нибудь планы на будущее?

Мне гораздо больше нравится быть предоставленной самой себе, этакая лотерея жизни, что ли. Работать всё время с кем-то одним — рамки, мне гораздо интересней свобода и непредсказуемость: кто придёт и с каким заказом. А вообще было бы здорово стать суперконсультантом по иллюстрации или быть экспертом для фирмы, которая занимается выпуском стаффа для рисования. Кто-нибудь купит маркер за 150 рублей или другой инструмент и не может понять, как и для чего им работать. А я многим умею рисовать, и мне это нравится, могу и другим рассказывать. В идеале было бы стать известным именем и развивать свой проект, делая то, что хочешь. Не только в рамках иллюстрации — я ещё планирую заняться скульптурой.

Какое у тебя отношение к современному искусству?

Хорошо, что всё развивается. Сейчас мы уже начинаем совмещать каналы восприятия — чтобы увидеть то, что слышим, увидеть вкус. Включается комбинированное восприятие. Мы движемся по спирали, идём по одному и тому же пути — обоняние, например, самое древнее и первоначальное восприятие мира; но всё равно развиваемся. Это парадокс или какая-то параллельная реальность, но очень удивительная и интересная.

А как насчёт таких форм, которые демонстрирует Пётр Павленский? Ну там, гениталии к площади прибивать гвоздями, и всё в этом духе?

Время примитивного эпатажа прошло, мне всегда хочется в таких ситуациях сказать: «И что? Что ты хотел сказать?» Если есть глобальная идея, то я ещё подумаю. Но такие радикальные виды мне сложно назвать искусством, поэтому оставим его анатомию).

Как в современных работах, полных абстракции, понять, что они хороши? Есть какие-то критерии крутости, помимо слов критиков?

Самый главный критерий — чувственный. Нам нравится или не нравится работа художника из-за энергетического и эмоционального наполнения. Если произведение было сделано с эмоцией, любовью, идеей, то мы чувствуем это и нам нравится. Если же работа была конвейерной, то и зритель отреагирует безразличием. Мало кто может это объяснить, многие просто говорят, что работа понравилась или не понравилась.
Далее выслуга лет — как минимум, человек хорошо разбирается, если долго этим занимается.
И, конечно же, новизна идеи. Сейчас очень динамичное время, каждый день что-то новое, и сложно придумать и сделать то, чего ещё не было. Это как относительно использования материалов, так и в способе подачи какой-нибудь философской идеи, показав её с новой стороны.
Еще один критерий — это столкновение контрастов. К примеру, рисование на айпедах — с одной стороны, цифровая живопись уже не новость, а с другой — теперь мы можем это делать где угодно! Это прогресс.

Как думаешь, каким будет следующий этап в искусстве?

Мне интересно посмотреть, что будет, нежели ожидать чего-то определённого. Наверно, мы ещё больше уйдем в цифровые технологии, хотя это грустная перспектива.

Иллюстрации Олеси Нарыжной

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook