Redactor
Redactor 14.09.2016

Не ваше дело: кузнечная мастерская «Fantasy Craft»

Проехав через всю страну с далекого дальневосточного острова Итуруп, Дмитрий открыл в Калининграде свою кузнечную мастерскую и уже более 5 лет работает у нас в городе. Клиенты знают его как мастера, способного создать копию едва ли не любого оружия из игр, фильмов и рисунков. TKR узнал больше о кузнечном деле.

daa79c3d

В моей мастерской мы делаем кованое холодное оружие, но оно не является оружием по факту. Это кузница, в ней мы делаем практически все, что угодно из металла. Раньше я жил в поселке и мне всегда нравилось что-то делать руками. Занимался резбой по дереву и резьбой по кости. Но всегда была любовь к ножам и к металлу. И когда узнал, что в поселке есть сельский кузнец, попросил маму меня с ним познакомить. И каждый день в течение 2 лет пока не закончил школу, к нему приходил на часик-два и был подмастерьем, набирался мудрости. Это был первый учитель. Интересно, что у меня дедушка кузнец по маминой линии, но об этом я узнал уже после того, как стал кузнецом.

Потом я приехал в Калининград, занимался ювелиркой, обработкой янтаря, по серебру работал, потом попал в кузницу. Традиционно в ней обычно заказывают лестницы, ограждения какие-то. Обычно это интерьерная ковка. Есть уличная ковка. Наша кузница сейчас занимается по большей части лестницами, эксклюзивными фонарями и заказами. Например, мост Высокий, который сейчас закрыт на реставрацию, мы для него собирались делать эксклюзивный кованый забор. Пробник для него по факту делали мы с одним кузнецом. Это эксклюзивная вещь с клепками по немецкой технологии, выполненная из полнотелого металла с минимумом сварки.

Мне нравится делать художественную ковку. Мне всегда хотелось делать мечи, другие атрибуты по любимым фильмам, книгам, аниме, артам. Это очень сильно привлекает. Здесь есть свои сложности, но есть упорство и желание, думаю, это главное.

Одна из самых значимых вещей, которую я сделал — это глефа по книге Ника Перумова «Хранитель мечей». Она представляет собой древко с двух сторон которого располагаются лезвия, смотрящие в разные стороны. Когда-то наткнулся на арт в интернете и мне он очень понравился, решил сделать свою версию. Сейчас это, пожалуй, самый частый товар, который у меня заказывают со всей страны. Последний заказ ушел на Камчатку.

1100-1300 градусов
такова температура горна в кузнице

В принципе, в кузнице довольно холодно. Есть стереотип, что в кузнице жарко. Но у нас высокие потолки больше 12 метров и площадь выше 150 квадратов. Холодно зимой, очень холодно. Спасается тот, кто работает у горна. А сам горн может быть и горячее в зависимости от поддува и топлива. Мы работаем на коксе (разновидность угля), он дает очень хороший жар и его используют для литья, им плавят металл. Но при ковке плавить не нужно.

Многие думают: кузница, значит там плавят металл. Это неправда. В кузнице не плавят металл. В кузне перековывают металл.

Вот есть завод, он выплавил заготовку какую-то, она, например, круглая, а нужен квадрат. Вот этим и занимается кузнец. Это как работа с пластилином. Мы из нужного объема делаем нужную форму. Есть две основные работы с материалом. Если работать с деревом или камнем, ты просто отсекаешь все лишнее. Если ты работаешь с металлом, ты из какого-то куска делаешь нужную форму.

Профессиональные травмы — чаще всего ожоги. Недавно благословил свою перчатку. Обычно на левой руке перчатка, а правая свободна и держит молоток. Я нагрел заготовку, обковал ее и положил неудачно, схватился за горячий конец левой рукой. А там градусов 500 еще осталось. И в этот момент я был счастлив, что есть перчатка, а то был бы сплошной ожог. Но обычно это мелкие ожоги потому что от горячей заготовки летит окалина — оксид металла, который при нагреве образуется. Также можно и молотком по пальцу попасть или нечаянно о наковальню ногой удариться. И мозоли, конечно. Самое распространенное. Когда начинаешь их очень много. Растяжения можно получить если с непривычки много молотком махать.

Одна из самых сложных работ была — то самое ограждение для Высокого моста. Он делался из толстого квадрата. Обычно берется квадрат 12 милимметров для такой работы. Его можно влегкую гнуть на наковальне вручную без нагрева, загибать форму и прочее. Там использовался 20-й квадрат. Это металл толщиной 2 см. Его погнуть очень сложно. Много клепок, большая тяжесть металла. Но это было очень интересно. Правда, может не будет именно этот забор. Там сложности с деньгами у подрядчиков.

Из воплощения экранизаций мне очень тяжело дался молот из «Варкрафта» просто потому что я хотел успеть к премьере фильма. И по 3-4 часа после работы его делал три дня. Приходил в районе 10-11 домой и падал спать.

В среднем одна вещь делается примерно 3 дня со всеми нюансами. Первый день, например, ковка, придание определенной формы. Шлифовка может идти на второй день, заточка, полировка. В некоторых случаях после полировки идет закалка. Для этого нужен отдельный чистый горн, камера, чтобы заготовка прогрелась равномерно. После этого уже доведение до идеала и сборка, если нужна. В некоторых случаях нужна еще покраска. Я не большой любитель красить, потому что сразу не видно, что это металл. А металл можно заворонить (метод, который не дает ржаветь). Мы делаем оксидную пленку, которая защищает от коррозии. Обычно он делается путем выжигания масла на поверхности металла. Получается черная пленка цвета вороного крыла.

Моя давняя мечта сделать меч Скволла из «Final Fantazy VIII», буду воплощать в следующем году, наверно. Сейчас в планах сделать меч из игры «Dark Souls III». Там идет клинок, который закручен по своей оси. И есть большое желание сделать мечи Дзирта по циклу Роберта Сальваторе о темных эльфах. К сожалению, в скульптурных композициях я еще не силен и этому надо учиться. Вся жизнь обучение. Кстати, частично от меня есть для города вещь. Это арка любви в Пионерском. Ее делала наша Гильдия кузнецов Калининградской области, где я вхожу в совет. Мы смотрели фото, людям нравится, и нам приятно от этого.

Кёнигсберг всегда славился своей ковкой. У нас если походить не в центре города, почти везде есть остатки великолепной немецкой ковки, о которой никто ничего не знает и это, если честно, обидно, потому что оно пропадает. И огорчает, что в центре Калининграда нет нормальной ковки. Это ковка, но не совсем художественная. Некоторые вещи делаются из просто сваренных покупных элементов, а хотелось бы как-то чтобы в городе была реставрация ковки, возрождение традиций, но, похоже, денег пока нет. А мастера у нас есть и очень хорошие. Есть люди, которые могут и хотят это делать.




материалы в других городах

в центре внимания Вернуться на главную

видео дня В Польше выбрали песню, которую страна представит на Евровидении
tvp.pl
цифра дня 30% жителей области не забирают из ломбардов сданные туда вещи