Развлечения

Опасный юмор

Опубликовано 14 февраля 2015 в 20:15
0 0 0 0 0

     Кто из нас не любит посмеяться? Сидя в приятной компании друзей, мы полностью расслабляемся, непрекращающийся поток шуток и острот сопровождается взрывом хохота и выступающими  на глаза слезами в ответ на каждую забавную реплику товарища. Юмор издавна является важнейшей частью нашей жизни, пронизывая все ее сферы.  В трудных ситуациях  он помогает справиться с отрицательными эмоциями и «отпустить» свои проблемы. Даже врачи и психологи наперебой убеждают нас в том, что смех – чуть ли не лекарство от всех болезней. Однако, в современном мире даже самое, на первый взгляд, безобидное явление может стать источником тонны негатива и причиной смерти целого полчища нервных клеток.

Привилегии и страх

К сожалению, существуют ситуации, когда юмор вызывает отнюдь не положительные чувства.

Легко шутить на тему «понаехавших», когда у тебя «правильный» по меркам общества цвет кожи, разрез глаз, и ты не ютишься в грязных холодных бараках с двадцатью товарищами по несчастью, отсылая жалкие копейки, заработанные тяжелым физическим трудом своей бедствующей семье, когда ежедневно не чувствуешь на себе взгляды, полные неприятия.
Легко репостить картинки, одобряющие уличные приставания или легитимирующие изнасилования в качестве элемента «игры», когда ты, возвращаясь вечером домой, не прокручиваешь в голове варианты развития событий в случае нападения неадекватного маньяка, и когда, видя впереди компанию молодых людей, не достаешь трясущимися руками перцовый баллончик, стараясь незаметнее прошмыгнуть мимо.
Легко издеваться над «ненормальностью» геев или лесбиянок, когда ты, прогуливаясь по улице,  можешь держать за руку любимого человека и не  бояться за ваши жизни, когда тебя не окатывает леденящей волной страха при одной мысли «а вдруг родители\друзья узнают».

Люди, высмеивающие «серьезные» аспекты жизни, чувствуют себя вполне комфортно и, скорее всего, не испытывают сильных угрызений совести, ведь все это никак не затрагивают их жизни и кажется таким далеким, незначительным. И тогда винить человека, который  не оценил по достоинству твоего «остроумия»,  в отсутствии чувства юмора кажется вполне нормальным – для тебя все это лишь набор фраз  и интонаций, а не ежедневная ужасающая реальность. Очень просто унижать тех, кто итак уже дискриминирован,  превращен системой в нечто, отходящее от установленной «нормы» и брошен на растерзание голодного до чужих страданий общества.

Причины, по которым некоторые из нас не прочь подшутить над серьезной проблемой, давным давно озвучены различными исследователями и учеными. Это банальный страх. Страх оказаться «за бортом» обычной жизни. С помощью шуток  на «нетолерантные» темы мы дистанцируемся от неприятной ситуации, показывая тем самым четкое  разграничение «он\а» — «я». Смеясь над жестокостью  жизни, мы отрицаем эту  самую жестокость. Знаменитый философ,  культуролог ХХ века М. М. Бахтин  считал, что человек побеждает, высмеивая то, что его пугает. Смех разбивает цепи ужаса, сковавшего сознание, и освобождает наш разум.

Страх движет и теми, кто переносит  свои нападки на личность, пол, внешность, особенности людей.  Неуверенность и комплексы заставляют их следовать поговорке «лучшая защита – нападение». Унижение слабого  — легкий способ возвыситься в собственных глазах, почувствовать себя сильнее, не прилагая особых усилий. Необходимо также помнить, что в  случаях, когда представители дискриминируемых групп сами  поддерживают «жесткий» юмор в свой адрес, следует говорить о включении механизмов самозащиты, а вовсе не о положительном отношении этих людей к теме.

Последствия «веселья»

Итак, чем же именно плох подобный юмор?

1)  Стигматизация определенной группы людей, косвенная поддержка стереотипов по отношению к ним

Внимание! Фраза «Я не расист\гомофоб\сексист\etc., это была просто шутка!» не оправдывает проявления неуважения к человеку. Юмор на «неполиткорректные» темы  — это скрытая солидарность с теми, кто клеймит и оскорбляет людей всерьез. Анекдоты про женщин за рулем или жадность евреев не безобидны, они укрепляют в сознании большинства стереотипы, тем самым позволяя проблеме нетерпимости друг к другу разрастаться до поистине космических масштабов.

Многие шутки базируются на незнании истинного положения дел,  лишь иллюстрируя невежество их  автора. Однако, гораздо опаснее то, что множась с огромной скоростью,  они  повсеместно распространяют неверную, ложную информацию, подвергая людей унижению, а зачастую и серьезной угрозе. Например, популярный юмор на тему ментальных расстройств (шизофрения, аутизм и пр.) мало соотносится с действительностью, формируя искаженный образ человека и заставляя его ощущать стыд и неловкость за свою особенность.

Смеясь над дискриминационными шутками, а не пресекая их на корню, человек демонстрирует свое одобрение и  поддержку тому, кто распространяет штампы,  оскорбления.

2) Обесценивание проблемы, возведение ее в ранг «незначительного»

Юмор на подобные темы как бы сглаживает остроту и негатив, примиряет нас с тяжестью ситуации, показывая ее в новом свете – она перестает восприниматься как нечто кошмарное и из ряда вон выходящее.

Шутки про Холокост или изнасилования перестают вызывать у большей части общества острое  возмущение и неприятие: вроде это и плохо, неэтично,  но уже не ужасает так, как раньше. С одной стороны,  так меньше тратятся эмоциональные ресурсы, и нервы остаются в относительной сохранности. С другой стороны, вследствие такой реакции уничтожается сострадание, степень сопереживания стремится к нулю, боль  окружающих  не трогает. Общество становится равнодушным. Все это чревато всплеском преступлений на различной почве.
«Не бойтесь друзей — они могут лишь предать вас; не бойтесь врагов — они могут лишь убить вас; бойтесь равнодушных, ибо только с их молчаливого согласия совершаются предательства и убийства», — говорил писатель Бруно Ясенский.

3) Моральные (а в некоторых случаях и физические) страдания

У каждого из нас есть близкие, однако невозможно быть полностью уверенным, что в некоторых вопросах они откровенны с нами на 100%.  А что говорить о неизвестных нам людях или даже просто знакомых…  Мы мало что знаем о жизни окружающих и событиях, которые в ней происходят. Хотя бы одна неэтичная шутка с большой долей вероятности окажется травматичной для того или иного человека. Если психологическая  травма была получена в тяжелой ситуации, забыть ее очень непросто. Невинная, на первый взгляд, шутка может в одно мгновение перечеркнуть многолетние старания людей справиться со своими переживаниями. Да и доверие к такому «юмористу»  будет вернуть очень сложно.

Постоянное унижение в виде «подколов» и высмеивания легко может вылиться в  затяжную и тяжелую депрессию, что чревато опасностью в виде суицида и аутоагрессии.  Один известный мне молодой человек (гей) попытался покончить с собой, после того, как в его присутствии пошутили на тему гомосексуальности:  он испугался, решив, что все догадались о его секрете.

Многие люди очень ранимы:  любая, как кажется,  мелочь может вывести  их из душевного равновесия. И то, что для одного  будет лишь неприятным эпизодом, который забудется через пару дней, для другого превратится в настоящую трагедию всей жизни.

***

Юмор — это один из аспектов нашей культуры. И каждая шутка – является маркером, демонстрирующим, насколько высок  уровень развития общества и самосознания. Мы так часто говорим о равноправии, справедливости, доброте, но сами не замечаем, как невольно подбрасываем дрова в огонь нетерпимости и жестокости, причиняя боль окружающим.

Важнее ли желание быть остроумным циником в глазах окружающих,  чем моральная травма, причиненная этим цинизмом? Стоит ли «смешная» шутка здоровья, а возможно и жизни другого человека? Не слишком ли высока цена за одобрение тех, кого мы, возможно видим в первый и последний раз? Каждый ответит на эти вопросы для себя сам.

Бонусом мы попросили нескольких калининградцев рассказать нам по одному толерантному анекдоту. Мы не ручаемся за то, что они смешные.

Сбежали как-то двое пациентов из психушки. Вылезли на крышу через окно, перепрыгнули на крышу соседнего здания, и так и бегут дальше. Наконец, добежали до особенно широкого промежутка между крышами. Один разбежался и перепрыгнул, а второй стоит, не двигается.
— Ну что ты замер, давай! — кричит первый.
— Не могу, я упаду! — отвечает второй.
Первый достает фонарик, светит ему под ноги и говорит:
— Иди по лучу света, тогда не упадешь!
Второй посмотрел, подумал, затем отвечает ему:
— Я что, по-твоему, сумасшедший? Ты же на полпути выключишь!

Антон, 23 года

 

— Мама, а ты знаешь, как бедное животное мучилось, чтобы ты могла носить эту шубу?
— Сынок, нельзя так про папу!

Мария, 22 года

 

Жена развлекается с любовником, внезапно — звук поворачивающегося в замочной скважине ключа.
Любовник:
— Что делать? Муж твой пришел, а я тут голый — убьет же!
Жена:
— Встань в углу, сделай вид, что ты — статуя, а я разберусь.
Заходит муж на кухню, видит голую жену, поворачивает голову, а в углу голый мужик.
Муж спрашивает:
— А это что тут такое?
Жена:
— Да вот, решила статую купить. У Ивановых, говорят, такая же стоит, это сейчас модно.
Муж промолчал, поел и лег спать. Посреди ночи встает, идет на кухню, наливает большую чашку кофе, делает огромный, вкусный бутерброд, ставит все это на стол, поворачивается к «статуе» и говорит:
— Садись, ешь! Я у Ивановых так три дня простоял – НИ ОДНА СВОЛОЧЬ НЕ ПОКОРМИЛА!

Иван, 23 года

RNMwARPrbGs

— Доченька, пора бы тебе и принца уже найти.
— Да мама, молодая я ещё, зачем он мне?
Отец с дивана:
— Негоже такой лошади без принца…

Кристина, 19 лет

В качестве иллюстраций использованы работы Andrew B. Myers  и скриншоты зрителей кривого зеркала. Автор текста: Марина Кошечкина

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook