Поллок по полочкам

Опубликовано 13 мая 2014 в 15:34
0 0 0 0 0

Сколько банок краски нужно, чтобы стать миллионером: история Джексона Поллока.

Я прекрасно помню свое первое впечатление от полотен Поллока: «Какого черта?! Как за это можно отдать $ 140 млн?». Так думал, наверно, почти каждый. Действительно, какая-то непонятная мазня, на каких-то то ли обоях, то ли оборотной стороне советских плакатов. Но мало кто задумывается за что можно отдать такие баснословные деньги. The Kaliningrad room выясняет как и почему Джексон Поллок разбогател, прославился на весь мир и почти стал официальным художником США.

Обычный американский парнишка родился в 1912 году в совершенно обычной семье в небольшом городке штата Вайоминг. Семье его приходилось часто переезжать, и только когда Джексону исполнилось одиннадцать лет, они обосновались в штате Аризона. Именно тогда, с юным Поллоком произошел инцидент, который бы мог лишить Америку будущего кумира: приятель Джексона отрубил ему фалангу пальца. Попади бы он немного дальше этого места — и врят ли Поллок взял бы когда-нибудь в руки кисть.

Детство и юность, проведенные в странствиях по дикому западу, сыграют свою роль в творчестве художника. По достижении 18 лет Поллок переезжает в более пригодный для искусства город – в Нью-Йорк. Там он обучается художественному мастерству и пишет первые свои картины. Они очень откровенно напоминают работы мексиканских художников, таких как Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско, но оно и понятно: годы, проведенные в Аризоне, давали о себе знать.

Первый успех к Поллоку приходит только в 1943 году, когда его работу «Волчица» замечает и покупает Нью-Йоркский музей современного искусства. Однако эта картина еще лишь смутно напоминает того Поллока, которого мы привыкли видеть.

Большая популярность пришла к художнику, когда он представил общественности свои работы в жанре абстрактного экспрессионизма, основоположником которого он и явился. Коротко говоря, та самая мазня. Ходят слухи (хотя они больше похожи на правду), что идеи абстрактного экспрессионизма появились у Поллока когда он начал посещать сеансы психотерапии в попытках вылечиться от алкоголизма.

Поллок вместе с женой покупают фермерский домик в далеком пригороде Нью-Йорка, и там он оборудует мастерскую. Что интересно, художник больше не использует мольберта, да и какой может быть мольберт, если холсты для работы он выбирает по 3-4 метра в длину. Поллок отказывается и от кистей, вместо них он рисует палочками, проволкой, битым стеклом и другими инструментами, которыми так любят рисовать дети.

Поллок также придерживается идеи скорописи в живописи, когда картины буквально пишутся, как текст на бумаге, а именно с такой же скоростью. Вся прелесть такой техники в том, что у художника нет времени думать над своим произведением, он выплескивает на холст только содержимое своего подсознания.

К концу 1940-х годов Поллок разошелся так, что перестал даже придумывать названия своим полотнам, а стал просто нумеровать их. Одна из его работ, под названием «Номер 5, 1948» и была в 2006 году продана на аукционе Sotheby’s за 140 млн. долларов.

Так чем же все-таки примечательны картины Джексона Поллока? Помимо того, что они всегда имеют большой масштаб, они не имеют композиции – у них нет ни низа, ни верха, ни даже дна. Зритель, стоящий перед работой художника, попадает внутрь нее, растворяется в пространстве картины. На всех полотнах отсутствует фигуративность, кое-какие различимые предметы пропадают с них еще в начале 1940-х годов, то есть на ранней стадии творчества. Жена Поллока Ли Краснер в одном интервью рассказала, что часто, наблюдая за работой мужа, она видела, как он рисовал очень конкретны фигуры, но накладывая краску слой за слоем, они теряли свои очертания.

В 1949 журнал Life Magazine назвал Поллока величайшим американским художником, а американское правительство вот-вот собиралось признать его официальным художником Соединенных Штатов, очень уж им работы Джексона напоминали свободу и демократию.

Но этому так и не суждено было случиться. Две вещи сыграли злую шутку со знаменитым художником: алкоголь и его популярность. 11 августа 1956 года в Спрингсе, ведя машину в нетрезвом состоянии, Поллок разбивается в автокатастрофе, а за 20 минут до этого его остановил полицейский и, увидев, что за рулем знаменитый художник, не стал его штрафовать.

Джексон Поллок, пожалуй, один из немногих художников, который не просто прославился при жизни, но и стал настоящей легендой. Картины художника стоили невероятных денег: и не только «Номер 5, 1948», работа «Выгляди как обезьяна» была продана в 1973 за 2 млн долларов, а по тем временам это была рекордная сумма для произведения современного искусства. На сегодняшний день работы Поллока хранятся в коллекциях таких крупных музеях как Метраполитен, Нью-Йоркский музей современного искусства, Галерея современного искусства Тейт, Национальная галерея Канады и многих других.

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook