Город

Проект Dozor в Калининграде: «Некоторые думают, что это секта»

Опубликовано 21 апреля в 18:19
0 0 0 0 0

22-го числа экстремальный проект DozoR в Калининграде празднует свое 10-летие. Перед празднованием юбилея TKR встретился с организатором игр в нашем городе Надеждой Елисеевой, узнал больше об экстремальных играх и проекте, который за эти годы стал не только экстремальным, но и социальным.

Многие калининградцы хотя бы раз играли в DozoR, или когда-то слышали о нем, но для некоторых он становится открытием, несмотря на свою достаточно долгую для подобных проектов историю в нашем городе. В этой экстремальной игре сборная солянка из квестов, зарницы, спортивного ориентирования, задачек на логику. ребусов и кроссвордов. Вместе с театральными постановками и отыгрышами. Все кажется просто: команды получают задание, разгадав которое могут двигаться дальше. Что их ждет на новом уровне — неизвестно. От школьных химических опытов (безопасных), до поиска шифров на дорожных знаках, забегов на руках до поиска спрятанных в самых невозможных местах кодов. Каждый раз авторы или команды, которые пишут игру, придумывают все новые и новые испытания на ум, силу, ловкость и сообразительность. Задача — пройти уровни быстрее всех команд.

Надежда Елисеева. Организатор DozoRa в Калининграде

DozoR — формат именно автомобильных ночных игр изначально. Но со временем появились ответвления. Например, велодозор. Но он проводится только в теплое время года, рассказывает организатор игр в Калининграде Надежда Елисеева. В целом это автомобильные соревнования, включающие в себя много заданий, в том числе и ориентирование. Лично я еще когда в школе училась, участвовала в Зарнице и поэтому когда меня просят объяснить, что такое DozoR, привожу в пример Зарницу. Потому что это то, с чего все начиналось. А именно: соревнования по ориентированию, только там мы по лесу бегали, а здесь по городу катаемся, выполнение определенных миссий и, естественно, в DozoRе основное — это поиск кодов. Но присутствуют и различные квесты. Например, в памперсах и в слюнявчике зайти в заведение в центре города. В этом и сам сок.

Нас часто спрашивают — легален ли DozoR, потому что многие думают, что это просто гонки по городу.

На самом деле, мы никакого отношения к гонкам не имеем.

Да, есть стимул поехать побыстрее и немного нарушить. Но, как показывает практика, игроки, которые пытаются поспешить, попадают на посты ДПС и тратят гораздо больше времени на общение с инспекторами. Если ехать по правилам, можно успеть. За счет обгонов время экономится не сильно. Команда, если спокойно проезжает от точки до точки может использовать время для подготовки и больше собраны.

Сначала основное у нас — это логические задания. Ты никуда не поедешь, если не решишь задание и не поймешь, куда ехать. Координация экипажей, игроков на объекте — то, что роднит нас с Зарницей.

У нас есть такая фраза «DozoR — это нужно попробовать, тогда поймешь». Если рассказывать со стороны, есть очень много примеров людей, которые не зная, что такое DozoR, поиграли и им понравилось. Многие рассказывали, что слышали про DozoR, что это «какие-то дураки бегают по городу» и думали, что это не о них и никогда такого не будет. Потом кто-то пробует и вспоминают такие слова с улыбкой.

Играют разные люди. Преподаватели, студенты. Я когда играла, в другой команде был мой преподаватель из университета. Играют чиновники, люди разнообразных специальностей. Еще один смысл игры социальный — люди разных статусов и профессий все попадают в одну ситуацию, экстремальную. Когда надо срочно решить задачу, найти спрятанные коды.

Ты попадаешь в немного стрессовую ситуацию, в которой раскрываются твои качества, о которых можно было и не знать. Проявляются способности на решение загадок, скорость, физнагрузку.

В таких ситуациях все люди, несмотря на то, что они разные, в одной команде вместе работают над задачей. То есть, если нужно полезть по коллектору, то и преподаватель и его студенты, и инспекторы и директора. Вне зависимости от того, кто кем работает и на кого учится.

Это иногда опасная игра. Поэтому допуск на нее возможен с 18-ти лет. Исключение: в DozoRЛайт (облегченная версия игры) с разрешением от родителей или вместе с родителями (такое тоже бывает) могут быть игроки чуть не дотягивающие до 18. А верхний предел не ограничен. Иногда даже собираются команды «кому за» и играют несколько сезонов.

Насколько опасной может быть игра в DozoR?

— Инквизиторы на уровне контролируют ситуацию, если объект опасный. То есть, если это какой-то башенный кран, то там может быть предусмотрена страховка. Но каждое задание может быть настоящим испытанием для игрока.

У нас в городе, к счастью, не было несчастных случаев. По России были инциденты. 4 или 5 смертей на весь период (около 13-ти лет). Ушибы, ссадины возможны. Но если игроки соблюдают технику безопасности (а мы перед каждой игрой проводим инструктаж и агенты на уровне контролируют ситуацию), то удается обойтись без происшествий. В Калининграде даже травм серьезных не было. Только недавно был случай у девочки: она неудачно откуда-то спускалась и подвернула ногу. Оказался перелом. На следующих играх с гипсом она играла в штабе команды и после того, как гипс сняли, она играет.

Трудности с полицией были. Но мы находим общий язык с администрацией города. Мы берем на себя обязательства, не мусорим на объектах, не повреждаем их. И на каждую игру получаем разрешение у властей. Это не публикуется, потому что это внутренний документ, но при необходимости мы его показываем. Но, кстати, спустя 10 лет полицейские уже знают про DozoR. И они иногда приходят на объект и просят быть потише. И достаточно гладко решаются вопросы. Иногда останавливают для плановой проверки ночью гаишники и если в ответ на вопрос о том, куда едут, говорят про DozoR, сразу отпускают, потому что входят в положение.

Но иногда бывают смешные ситуации. Мы как-то с авторами полезли на строительный кран расписывать коды в конце ул. Невского. Нас 4 или 5 человек было. Жители вызвали участкового. Полицейские приехали и забрали ребят. Осталось 2 девчонки. Мы спросили «что нам делать», нам ничего не сказали. И мы за ними поехали на машине в отделение, светили им фонариками в окно. Уже и полицейские смеялись. И когда в отделе спросили, за что задержали, мы объяснили, и сразу нас отпустили. Просто оказался очень дотошный участковый.

Многие играют в DozoR годами. Кто-то остался с самых первых игр. Мне даже страшно представить, сколько людей в городе хотя бы раз выходили на игру. Некоторые иногда уходят, потом опять начинают играть. В целом нет срока давности у команд. Кто-то играет 2-3 года, некоторые 5, а потом выходят на некоторые игры.

Дозорные — это особенные люди. Если взять в целом и сравнить их с кем-то, то невозможно что-то особенное выделить, потому что очень разные все, большое общество. Мы даже в шутку между собой говорим, что DozoR — это секта. Но это не так, он объединяет активных людей. Одну общую черту можно выделить у всех. Это авантюризм, любовь к приключениям.

Есть люди, которые тяжело раскачиваются, а дозорные — если не экстремалы, но люди, которые сделали шаг и пошли играть. И это уже готовность к адреналину. Ты подписался на игру, ты сел в машину, и ты не знаешь, где окажешься. В области, на заброшенном заводе. Может тебе придется ползти по коллектору или собирать в центре памятники у всех на виду. Люди, которые решаются идут в сторону экстрима. Это позитивное движение в Калининграде и в последнее время у него наблюдается рост и это не может не радовать.

В кризис люди не ходят в рестораны, кино. Рейтинг развлекательных услуг немного упал. Но в DozoR активно идут. Сейчас прошла бесплатная промо-игра, и мы видим очень много новых людей, они все совершенно разные.

Когда DozoR только появился, конечно, это бомбануло. Было очень много команд, потом были разные периоды. Были периоды спада и подъема. Были другие проекты, с которыми мы в городе конкурировали. Но в итоге мы остались одни в сфере ночных автомобильных квестов. И мы поставили на весенней промо-игре рекорд: на нее у нас вышли 52 команды, что является абсолютным рекордом. Причем, не только для Калининграда, но и для других городов РФ.

Почему DozoR «пережил» аналогичные проекты в Калининграде?

-Мы за этими проектами следили. Не скажу, что они допустили ошибки, или сделали что-то не так. Возможно, в какой-то момент мы больше внимания уделили DozoRу, больше вложились в него морально и физически, надеясь, что проект будет жить. А другие проекты, возможно, убило время. Как и в других городах страны. Но в нашем городе DozoR живее всех живых!

Калининградская область — красивейшая в России. У нас есть много уголков, про которые даже местные жители не знают. И они их видят на играх. Еще мы организуем краеведческие поездки по области, в которых смотрим самые интересные места, самые удивительные объекты.

DozoR меняется. Например, уже около 5 лет у нас есть правило не писать на памятниках и важных объектах. Если надо показать направление, там стоит агент. А если написать где-то, то маркер или смывающийся мел. Памятники и объекты культуры у нас «не играют». Даже на подножиях писать нельзя.

Но мы стараемся придерживаться традиций некоторых. Например, если Лайт — легкая игра в один экипаж, то так остается. Лайт — это облегченный формат, в котором люди могут себя попробовать, если хотят начать или попрактиковаться, если недавно играют. Классик — более сложный формат для любителей экстрима. Там больше экстрима и сложнее задания. Велодозор недавно появился. В этом году, летом, возможно, появятся новые форматы. Есть уже заявки на пешеходные квесты. Люди хотят чего-то нового, а квесты — это как раз то, что прививает и знания и в то же время дает развлечься.

Мы недавно обратили внимание, что те, кто играет давно, знают очень много памятников в Калининграде, как называются улицы и где они. Дозорные также исторически подкованы и знают краеведение и редкие места в области. Не на картинке, а потому что были там.

Но DozoR — это не только игры. Это еще и сообщество людей, которое организует разные события. Мы празднуем праздники вместе, проводим акции. Недавно мы ездили в детский дом в Пионерский совместно с одним автоклубом. Это не первая поездка в детский дом наша. И нам всегда говорят, что стоит приезжать еще, потому что детям приятно внимание. И нам тут сложно сдержаться, потому что мы видим от них отдачу: к детям приезжают люди просто так и делают для них праздник. Поэтому я считаю, что DozoR — это еще и социальный проект.

У DozoRа есть и свои нравственные критерии. У нас нет никогда никаких разборок, драк и так далее. Спорные ситуации обсуждаются спокойно. Сколько было игр, у них большая аудитория, но никогда не происходило серьезных конфликтов.

Часто говорят, что  DozoR — это большая семья. Которая тебя принимает и которую ты принимаешь.

С правилами, которые есть в нем. У нас всегда рады новичкам. Формально даже никакого устава нет, есть правила игры. Например, нельзя мешать соперникам, следить за ними и портить коды. Очень редко были случаи нарушения правил, это всплывало, игроки наказывались. Но в основном люди, которые приходят, чувствуют эту общность, и держатся общепринятых норм. И мы всегда готовы принимать новичков и помогать им.

Иллюстрации: Romain Trystram

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook