С Настя 18.03.2016

Прощание с трамваем: история вымирающего транспорта Калининграда

В апреле будет приостановлено движение последнего в Калининграде трамвайного маршрута. Печально, что некогда самый популярный и, несомненно, самый романтичный вид общественного транспорта скоро исчезнет с улиц города. Но мы не будем вдаваться в бесконечные прения по поводу того, нужен или нет современному городу трамвай, а просто насладимся интереснейшей историей этого изобретения XIX века.

Первый электрический трамвай в Кёнигсберге был запущен в 1895 году – через 14 лет после его изобретения. Первой воплотить чудо прогресса в жизнь успела электротехническая компания Сименса, и в 1881 году между Берлином и Лихтерфельдом стал курсировать трамвай. Он был далек от совершенства – пассажиров то и дело покалывало током, но все эти недостатки были успешно устранены.

Кёнигсберг, как и другие европейские города, был исполосован длинными брусьями рельс еще за полтора десятилетия до первой поездки трамвая. Их проложили и использовали для предшественников этого вида транспорта – конок. В принципе, это был обычный трамвайный вагон, который ездил по рельсам по определенному маршруту, но двигался он не за счет электричества, а с помощью двух довольно счастливых лошадок, которые работали всего по четыре часа в день до пересменки. Каждая пара таких труженниц в день пробегала примерно 22 километра.

Вагон конки на Кайзер Вильгельм Платц (современный Московский проспект под Эстакадным мостом)

Первые маршруты были следующими:

  • Форштадт  — Штайндаммские ворота;
  • Кроненштрассе — Резаштрассе (ныне проспект Калинина — улица Сергеева);
  • Королевские ворота — Восточный вокзал (ныне улица Гагарина — улица Полоцкая);
  • Штайндаммские ворота — Хинтерроссгартен (ныне площадь Победы — улица Клиническая);
  • Постштрассе — Юльхенталь (ныне улица Шевченко — Центральный парк культуры и отдыха).

Одной из предпосылок  к появлению в центре Восточной Пруссии электрического трамвая вместо популярных тогда конок стало появление первой кёнигсбергской электростанции. Ее возвели в 1888 году  на месте бывшей солододробилки на улице Мюленгрунд (нынешний Московский проспект), но особой мощностью электростанция не обладала. Станцию также назвали Мюленгруд и установили на ней дополнительную динамо-машину мощностью 125 лошадиных сил. Там же рядом возвели первое трамвайное депо.

Пассажиры кёнигсбергской конки

В Германии же к тому времени действовали линии электрического трамвая, однако они были выстроены частными фирмами. Кёнигсбергский трамвай должен был стать первым в Германии видом транспорта, находившимся в собственности городских властей. Конечно, у появления нового транспорта в городе были и свои противники, одни из которых указывали на якобы опасное для организма человека влияние блуждающих токов (ими были ученые господа Альбертины). Для преодоления этого недостатка власти решили даже прокладывать вдоль трамвайных путей специальные приспособления, которые должны были удалять эти токи, что несколько отсрочило появление трамвая на улицах города. Другими противниками были участники «Общества кёнигсбергской конно-железной дороги»  и конок, которые впоследствии постепенно продали дорогу муниципалитету.

Моторный вагон фабрики Falkenreid из Гамбурга (1900 год)

Первая линия состояла из двух путей длиной почти в 3 км, маршрут ее пролегал от Пиллауского вокзала до района Нового рынка. Он проходил по очень узким улицам, что диктовало условия для нестандартной ширины колеи – метровой.  Пиллауский вокзал раньше находился около нынешнего Музея мирового океана, в весьма любопытном ныне месте, где между современными панельными многоэтажками проходят старые железнодорожные пути, пересекаемые асфальтированными пешеходными дорожками. Новый рынок же находился  у Деревянного моста. Кстати, все мосты разводились, и провода было бы не поднять на высоту пролета, поэтому трамваи перед мостами брали разгон и проскакивали их по инерции, так как питания там не было.

Трамвай со штанговым токоприемником проезжает по деревянному мосту в сторону Мюнхенхофплатц (начало 1900-х годов)

Новое средство передвижения быстро обрело популярность, только в первый год эксплуатации по ней было перевезено 923 тысячи пассажиров. Номеров не существовало, маршруты различались по цвету таблички, выставленной в трамвае. Вагоновожатые весьма неплохо зарабатывали, а максимальная скорость движения достигала 9 км/ч. В 1900 году трамвайчики обзавелись кондукторами. С началом Первой мировой войны кёнигсбергский трамвай использовали для перевозки раненых с вокзалов в лазареты и госпитали. Общее число перевезенных пассажиров в 1919 году достигло рекордной цифры – 49,2 млн. человек. В 1922 году  цветные вагончики,  гулявшие по Кёнигсбергу, претерпели изменение – все трамваи окрасили в белый цвет.

Одиночный моторный вагон фирмы Штрайнфурт. Трамвай идёт от Кайзер-Вильгельм-Плац в сторону Кнайпхофише-Ланггассе около 1930 года (современный Московский проспект)

В 1931 году было введено в строй новое депо, построенное на пустыре за строящимся тогда Главным вокзалом. Пространство было рассчитано на 160 вагонов. Это самое депо – единственно уцелевшее в годы Второй мировой войны, оставившей нетронутым всего порядка 20% трамвайного хозяйства – оно действует и по сей день.


Трамвайное депо на Диршауэр штрассе (1931 год) – нынешняя ул. Киевская, функционирует по сегодняшний день

В военное время до 1944 года трамваи функционировали в полную силу. Но вот великая война добралась и до Кёнигсберга. В результате бомбежки  в августе 1944 года почти полностью был уничтожен исторический центр Пруссии, в том числе и большая часть трамвайного хозяйства. Но они еще продолжали свои, уже нерегулярные, рейсы по окраинам города вплоть до разрушительного январского артиллерийского обстрела, обрушившегося на Кёнигсберг во время штурма и принесшего сильнейший урон всему городу.

Один из первых трамваев на Штайндамм, современной Житомирской (около 1947 года)

Однако советские власти почти сразу занялись  возрождением трамвайных линий. К 1950 году трамвайная сеть была восстановлена почти до такого же состояния, в каком она находилась до авианалета. К 1963 году действовали уже 7 маршрутов. Полностью поменялся вагонный парк – немецкие Штрайнфурты сменились вагонами LOWA из ГДР, а позже появились и чешские Татры, которые перевозят современных калининградцев и по сей день.

dddddsddd

Вагоны фирмы LOWA, поставленные в Калининград из вагон-завода в городе Gotha (1954 год)

Кстати, калининградский трамвай – самая старая и одна из всего трех сохранившихся трамвайных систем России с метровой колеей. Для сравнения – самая первая железная дорога России — Царскосельская — имела  колею в 1829 мм!

-Hauptbahnhof-Strassenbahnen-Linien-1-4

Большое разворотное кольцо возле Главного вокзала (ныне Южного)

Калининград, ул. Пролетарская, начало 1960-х. Бесхозный, отживший свое вагон

Кёнигсберг, довоенное время

А с 2012 года в Калининграде стартовал необычный проект – Музейный трамвай. А что, это очень хорошая идея для необычной прогулки и просто приятного времяпрепровождения – обзорная экскурсия на ретро-трамвае «Дюваг» 1963 г. в сопровождении рассказа научных сотрудников музея «Фридландские Ворота».

Экскурсионный «Дюваг» на улице современного Калининграда




в центре внимания Вернуться на главную

цитата дня Я думаю, что если сегодня наших велосипедистов выпустить в Голландии, там бы половина пешеходов уже в больнице была. Я подтверждаю, что сегодня в городе ездить нужно, необходимо, но это небезопасно
Замглавы администрации Калининграда Сергей Мельников
цифра дня 79% Столько россиян не готовы брать кредиты в настоящее время