Путин: необходимо создать полноценную российскую нацию при сохранении идентичности всех народов

Опубликовано 07 ноября 2016 в 12:15
0 0 0 0 0

31 октября на заседании Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям в Астрахани президент России Владимир Путин поддержал идею принятия закона о российской нации.

«Наша задача заключается в том, чтобы создать полноценную российскую нацию при сохранении идентичности всех народов, населяющих нашу страну». Дискуссии в том, что такое нация и как она возникает, ведутся в мировом научном сообществе давно. В этой области существует несколько мощных направлений, которые, в свою очередь, распадаются на множество поднаправлений, где каждый автор обладает своим личным определением и единственно верной теорией.

Слово «нация», действительно, очень старое, так же как и «этнос» и употребляются эти понятия разными учёными в различных смыслах, а политиками и журналистами — часто вообще без понимания какого бы то ни было смысла.

Мы не будем пытаться загружать читателя квазинаучными рассуждениями про нации политические (гражданские), или этнические, и что собственно мы собираемся строить, а попробуем поразмышлять на тему: а что же это было? Совершенно ясно одно — нации (в любом смысле) законодательно не образуются, но и такие вопросы главой государства тоже просто так не ставятся.

В результате, после множественных и весьма не простых согласований, мы однажды получим закон, который ничего не добавит к пониманию, что такое «российская нация», и чем она отличается от «многонационального народа России». Поэтому оставим учёным и активистам бинарные конструкции «русская-российская», «гражданская-этническая», и перейдём от науки к прагматике! Первое, что хотелось бы отметить, что Россия — страна не «западная», и политический процесс у нас происходит по «не западной» модели (Л. Пай). Наше общество институционально не развито и не структурировано, а, скорее, имеет «органическую» структуру.

Эмоционально-символические аспекты политики имеют гораздо большее, если даже не довлеющее значение по сравнению с позитивистски-конструктивными процессами западного мира.

Российский политикум может, в рамках высококонтекстной культуры, употреблять совершенно любые термины в абсолютно любом значении, а толкование и понимание народом сказанного вытекает не из текста, а из окружающего его контекста. В этом смысле обращение президента к людям и элитам совершенно понятно. Он транслирует эмоции и символы, он слышит их, знает об их проблемах, и готов аккуратно и осмотрительно, не задевая их чувств и признавая традиционные идентичности, строить крепкую общероссийскую государственность. Зачем же нужен этот закон?

Мы уверены, что он весьма чётко и последовательно сформирует на законодательном уровне управленческую вертикаль государственной национальной политики в России, и это первая важная задача обсуждаемого законопроекта. Это совершенно необходимо и заслуживает общественной поддержки. Вопросы межнациональных отношений всегда будут находиться под пристальным внимание власти, что совершенно естественно для страны, которая в прошлом веке дважды разваливалась по национальным границам.

Несмотря на то, что в последние годы социология показывает весьма позитивную динамику в межнациональных отношениях, не следует забывать, что они весьма специфичны, не стабильны и могут на фоне стагнирующей экономики очень быстро развернуться в другую сторону.

Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) должно стать главным исполнителем, координатором и ответственным за все вопросы государственной национальной политики в России. Следующая важная задача, стоящая перед предложенным законом, определяется глобальной нестабильностью и стратегическими угрозами внешнего характера. Ситуация требует высокой степени единства граждан на основе общегосударственного патриотизма, которое подразумевает достаточно высокую гомогенность общества, и наличие разделяемых большинством социо-культурных ценностей.

Исторически эти задачи решались в ходе развития промышленного модерна, который предоставлял необходимые институты унификации и гомогенизации, такие как массовая армия, массовое фабричное производство, унифицированное массовое образование и т.д

Соответствующие проекты в России и СССР, в силу известных обстоятельств, потерпели крах. Теперь в децентрализованном и фрагментирующемся постиндустриальном мире классические проекты нацбилдинга, по образцу Франции, Германии или США, шансов на успех не имеют.

В XXI веке нам придётся строить государственную нацию в совершенно не классическом смысле. Она должна иметь не только личное, но и групповое членство, признавать колоссальное многообразие народов и культур России. При этом, массово и солидарно реагировать на глубинные вызовы, ставящие под угрозу нашу государственность. Таким образом, второй задачей, которую мог бы решить этот закон, является организация идеологической пропаганды фундаментальных идей, которые будут носить универсальный характер и пронизывать разнородные этнорелигиозные группы российского общества.

В предыдущем проекте строительства гражданской нации такой достаточно проработанной идеей была модернистская европейская идеология социализма, плавно переходящего в коммунизм, но не получилось. Сейчас на роль стержня российской нации претендует «неотрадиционализм». Вот его и предстоит определить, или переопределить и расшифровать в новом законе.

Так же придётся прописать всю практическую часть, касающуюся того, кто именно и как будет заниматься активной индоктринацией россиян. Это огромная теоретическая и организационная работа, которой под руководством ФАДН предстоит заняться академическим кругам, экспертному сообществу, образовательным учреждениям и пулу социально-ориентированных НКО.

Мировые тренды дают нам предварительное понимание, что такая программа найдёт поддержку у весьма широкого круга социальных и политических акторов, как в ближнем зарубежье, так и на Западе. Мы имеем возможность одновременно решать три задачи: консолидировать собственный народ, интегрировать и возможно расширять постсоветское пространство, и даже пробрести достаточно мощных союзников в странах Запада. Задачи амбициозные, но по-другому пока не получается. Ставка исключительно на экономику и увеличение товарооборота с «партнёрами», похоже, не сыграла. Поручения даны, осталось их качественно исполнить!

Общественный деятель Николай Григорьев
Источник: http://noteru.com/post/view/21126

0 0 0 0 0
Вконтакте
facebook