Словарный запас: куратор, дискурс и стейкхолдер

Опубликовано 21 июля 2015 в 12:19
0 0 0 0 0

С каждым годом в нашу повседневную речь приходит все больше новых слов и англицизмов. Но многие из них со временем теряют свое первоначальное значение и используются не к месту. Чтобы не путаться в новых терминах, онлайн-журнал Института «Стрелка» ведет регулярную рубрику «Словарный запас». «Городской конструктор» публикует объяснения трех слов из рубрики.

Куратор

Что написано в словаре

«Куратор — попечитель, опекун, лицо, которому поручено наблюдение, присмотр за ходом определенной работы или цикла работ». (Большая Советская энциклопедия, 1969–1978)

Что говорят эксперты

Екатерина Щербакова, участница кураторской программы Ecole du Magasin, куратор галереи La Box (Бурж, Франция)

Появление профессии куратора в искусстве принято связывать с фигурой Харальда Зеемана. В 1969 году он представил групповой проект «Когда отношения становятся формой» в Кунстхалле Берн (Kunsthalle Bern — художественная галерея, открытая в швейцарском Берне в 1918 году). Эта выставка, ориентированная на создание процесса, а не показ завершенного произведения искусства, стала последней для Зеемана в качестве директора Кунстхалле: огромное количество критики со стороны муниципалитета, горожан и художественного сообщества заставили его заняться созданием выставок независимо.

Сейчас быть куратором достаточно модно. Более того, ввиду «самозванского» характера профессии каждый может быть куратором. Музыкальный исполнитель Фаррелл Уильямс курировал в уважаемой галерее Перротан (Perrotin) в Париже (выставка G I R L открылась весной 2014 года через полтора месяца после выхода одноименного альбома; она включала работы четырех десятков художников и, по словам Фаррелла, посвящалась тому, что мы чувствуем, когда говорим о женщинах. — Прим. ред.). Рэпер Канье Уэст пробует себя в кураторстве (пока он «курировал» разворот американского журнала CR Fashion Book, где разместил фотографии работ нескольких художников и собственные размышления о миссии искусства. — Прим. ред.).

Некоторые теоретики склонны считать, что профессия куратора близка к практикам театрального режиссера. Условно говоря, куратор разворачивает задуманную им драматургию в пространстве посредством отдельных художественных произведений. В отдельных (но, скорее, редких) случаях куратор предстает в качестве сосоздателя произведения или выставки.

Читать больше.

Дискурс

Что написано в словаре

«ДИСКУРС (от греч. δΐίξοδος — суть, изложение, рассказ, лат. discoursus — беседа, аргумент, разговор; франц. discours — речь) — 1) в истории классической философии использовалось для характеристики последовательного перехода от одного дискретного шага к другому и развертывания мышления <…>; 2) в современной французской философии постмодернизма — характеристика особой ментальности и идеологии, которые выражены в тексте <…>, погруженном в жизнь, в социокультурный, социально-психологический и др. контексты». (Новая философская энциклопедия. Под редакцией В. С. Степина. 2001.)

Что говорят эксперты

Василий Куценко, сценарист YBW Group («Кухня», «Даешь молодежь!»)

Для меня дискурс — это в общем смысле речь. То, что накапливается в ней с течением времени. Сам использую это слово редко потому, что оно не является широко употребимым. И если говорить о сценарии, о том, чтобы дать этот термин в речи какого-то персонажа, то я бы это сделал только в том случае, если бы хотел подчеркнуть архаичность героя, его отрыв от социальной среды.

Сейчас, наверное, каждый человек может влиять на общественный дискурс. В социальной сети 12-летний школьник, изобретя какое-то «падонское» слово, может изменить речевое пространство. Какое-то время назад никто не мог подумать, что будут широко использовать такой «термин», как «мимими». И, с одной стороны, это совершенная глупость, но с другой — это реалии нашей жизни, это конкретное слово, которое вошло в лексикон огромного числа людей.

Совершенно неважно, чем человек занимается. Это просто вопрос случая: если тебя услышало большое количество людей, ты повлиял на общий дискурс. И пользователь, который в Instagram имеет порядка миллиона читателей, явно может влиять на наше пространство гораздо сильнее, чем какой-нибудь талантливый писатель, который такой аудитории просто не имеет.

Если мы хотим в обществе что-то изменить, тогда мы можем идти только проверенным путем — через художественные произведения, те же телевизионные передачи, которые имеют большую аудиторию. Я, наверное, покривлю душой, сказав, что мы всегда хотим образовывать людей, — нет. Думаю, все люди, которые работают на телевидении, нацелены, в первую очередь, на создание чего-то интересного. Но конкретно я и наша команда руководствуемся простым правилом — не навредить. Стараемся не впадать в крайности, где мы будем учить чему-то плохому. Хотя не исключаю, что кто-то из зрителей может найти это плохое в том числе в нашем творчестве.

Ну а если говорить не о системе, которая пытается что-то изменить в общественном сознании, а просто об образовании новых терминов и понятий в дискурсе, то, мне кажется, это совершенно неконтролируемое море, бушующее, в котором все мы как-то лавируем.

Читать больше.

Стейкхолдер

Откуда пришло

Stakeholder — английское слово, которое буквально означает «держатель доли» или «держатель заклада». Активно используется в азартных играх и бизнесе.

Что написано в словаре

«В узком смысле слова: то же, что и shareholder (акционер, участник), то есть лицо, имеющее долю в уставном (складочном) капитале предприятия; в широком смысле: одно из физических или юридических лиц, заинтересованных в финансовых и иных результатах деятельности компании: акционеров, кредиторов, держателей облигаций, членов органов управления, сотрудников компании, клиентов (контрагентов), общества в целом, правительства и подобных. В последнем значении используется в так называемой  теории стейкхолдеров, первоначально сформулированной Р. Фриманом в 1984 году —одной из концепций в этике бизнеса». (dic.academic.ru/ruwiki/)

Что говорят эксперты

Артем Герасименко, сотрудник транспортного комплекса Москвы

Часто мне приходится сталкиваться с употреблением этого термина в рамках основной работы, где занимаюсь вопросами развития пешеходной инфраструктуры. Ведь ни один проект не обходится без предварительного анализа возможных последствий. Термин «стейкхолдер» также применим в связи с тенденцией по вовлечению горожан в жизнь города. В составе сообществ или социальных групп, жители любой территории являются активными стейкхолдерами. Именно поэтому всем сторонам необходимо устанавливать эффективные отношения — тогда результаты того или иного проекта будут устраивать все стороны. Цель — своевременно выявлять стейкхолдеров, понимать их потребности и желания, «состыковывать» их с потребностями и реалиями проекта, искать решения. Это такой процесс, который находится на стыке конфликтологии и мультидисциплинарного анализа.

Чтобы не усложнять, я могу привести пример из жизни одного локального проекта, который в какой-то мере описывает, что такое стейкхолдеры и как регулировать отношения между ними. Я увлечен бегом, и мы с товарищами часто бегали в Теплостанском заповеднике. Однажды, во время очередной такой встречи мы заметили симпатичные деревянные строения, из которых можно было сделать отличные раздевалки и место для встречи и общения всех любителей бега и другого спорта близлежащего района. Выяснилось, что домики эти стоят очень давно и никем не используются, да и просто заперты. В дирекции заповедника нам объяснили, что они просто «зависли» на балансе строительной фирмы, но не были введены в эксплуатацию, так что это был вопрос согласований и хозяйственной принадлежности. Чтобы как-то повлиять на ход процесса и заполучить эти раздевалки, мы решили позиционировать себя в качестве стейкхолдеров процесса — выступили как активное беговое сообщество от этого парка, занимающееся развитием культуры бега в районе. Назвали все это созвучно району — «Бегостан».

Параллельно, мы с коллегами-социологами сделали небольшой опросник и отправились «в поле» – исследовать их отношение к благоустройству заповедника и, таким образом, выявить потенциальный дополнительный функционал для домиков. Выборка получилась небольшая, но качественная – порядка 70 человек по итогам опросов в самом заповеднике, а также после похода по квартирам близлежащих домов. Это немного, но там были все возрастные группы, и люди, живущие на разном расстоянии от парка. Фактически, мы сами, стремясь стать стейкхолдерами в этом процессе, нашли тех, кто может быть нашим союзником. В итоге, мы передали результаты нашего скромного исследования в дирекцию заповедника и получили ответ: «Окей, выглядит довольно-таки убедительно. Давайте-ка мы действительно это сделаем, только нам нужно все ввести в эксплуатацию. Там идет подключение электросетей. Как только мы подключим, то вернемся к этому разговору, друзья. А пока вот вам физкультурно-оздоровительный комплекс, который находится рядом, в другой стороне леса, вы можете пользоваться им бесплатно». Мы получили не совсем то, что хотели, но это называется компромисс.

Сейчас в процессах создания концепций парков и общественных пространств набирает силу подход, который изначально опирается на результаты исследования существующих в их границах сообществ. Дополнительно, проектировщики создают портрет аудитории, которую им также хотелось бы привлечь, и стараются совместить в заданных границах возможности для удовлетворения потребностей каждого субъекта. Однако, заранее предусмотреть все возможные сценарии заранее действительно сложно. Часто, именно поэтому по итогам реализации проектов возникают неожиданные вопросы: о ком-то просто не подумали и забыли предусмотреть. Печально, когда дело касается жизненно важных элементов или общего культурного уровня – например, пешеходного перехода или пандуса для маломобильных граждан.

Читать больше.


Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка»

Фотографии: Thinkstock.


0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook