Развлечения

Стеларк: человек или киборг?

Опубликовано 14 июня 2014 в 20:00
0 0 0 0 0

А что вы готовы сделать ради идеи, в которую верите?

42 года назад Стелиос Аркадиу официально сменил своё имя на звучную аббревиатуру Стеларк, явив тем самым миру нового выдающегося художника, а может даже гения. Стеларка можно называть художником только в самом широком смысле этого слова, подразумевая скорее творца, а не человека с кистью и красками. Стеларк автор перфомансов, в которых искусство граничит с наукой, а реальность переплетается с фантазией. Кто-то скажет, что Стеларк отчаянный псих, а кто-то согласиться, что он – законченный гений.

Главная идея, которую на протяжении всего своего творчества преследует Стеларк, что человеческое тело просто напросто устарело и уже не может соответствовать динамично развивающемуся миру. Тело необходимо модифицировать, сделать его новым и более совершенным. Такие идеи пропагандирует Стеларк не только словом, но и делом.

deb_7_stelarc_20120313233448337877-420x0Стеларк начал свои опыты-перфомансы ещё за долго до того, как виртуальная реальность вселила нам идеи о сверхчеловеке. В конце 1960-х годов Стеларк проводит свои первые «подвешивания». Сначала это был скорее просто любопытный эксперимент над собственным телом. В 1976—1988 годах он делает из этих «подвешиваний» 25 перфомансов, во время которых вживляет себе под кожу большие металлические крюки, а затем подвешивает себя за них в воздухе. Он устраивает такие перфомансы во многих крупных городах Америки и Европы, подвешивая себя на оживлённых площадях, перекрёстках больших улиц и в других местах, где можно собрать побольше зевак. В некоторых городах власти даже пытались запретить Стеларку столь шокирующие демонстрации возможностей своего тела, полагая, что вид живой подвешенной окровавленной плоти слишком мешает обывателю, спешащему по своим личным делам, сохранять своё хрупкое душевное равновесие.

У меня не было желания сделать что-то болезненное. Я не был знаком с садомазохистской практикой. Об индийском пирсинг-ритуале я знал, но сам в Индии никогда не был и факиров не встречал. Словом, это не было ни шаманизмом, ни тем более мелодрамой или театром. Ничего псевдодуховного или псевдомедицинского.

Стеларк

На этом эксперименты с частями тела у Стеларка не закончились. Позднее художник подверг свое тело еще большим «страданиям». В 1973 году, в гениальную голову Стеларка приходит идея узнать, что же будет, если зашить человеку на какое-то время глаза и рот. Он так и делает. Но вдобавок к этому помещает себя в темное пространство собственной галереи, куда любой желающий может прийти и посмотреть на него, прям как на обезьянку. Всю неделю, когда длился перфоманс, Стеларк не пил, не ел, и почти не спал. Все закончилось почти удачно, по словам самого художника, под конец эксперимента он стал наблюдать очень яркие галлюцинации подобно тем, о которых рассказывают нам, например, шаманы.

В 1975 году Стеларк начинает задаваться вопросом «А что же твориться внутри человека?» и ставит новые опыты. Уже под наблюдением врачей, он снимает два фильма, где, как говориться, он сам сценарист и сам режиссер. Первый фильм был посвящён путешествию микровидеокамеры по его собственному организму. Маленькая капсульная камера «походила» по его желудку, кишкам и даже заглянула в желчный пузырь. Показала всю подноготную художника. Успех среди американского андеграунда от этой работы, был, конечно, феноменальным.

В 1980-ых годах Стерлак изготавливает себе третью, дополнительную руку, так её и назвав — Extra Hand. Он буквально живет с ней: обедает, пишет, даже пытается управлять машиной тремя руками сразу. Он крепит такой протез поверх правого плеча, и управляет им за счет мышц живота и ноги.

 

Казалось бы, что дальше? Стеларк основательно задался целью показать всему миру настоящие возможности человеческого тела и сделать из себя подобие киборга. Уже более семи лет, начиная 2007 года, Стеларк занят другим своим опытом — он намерен вырастить у себя на левом предплечье настоящее третье ухо — Extra Ear. Над этим экспериментом работает целая команда биотехнологов и хирургов из разных университетов Америки. Самая настоящая ушная раковина, слепленная биотехнологами из человеческих и мышиных клеток, сейчас живет у него на руке в виде изящного барельефа. Стеларк уверяет, что его третье ухо даже будет слышать – в него планировалось вживить микрофон, оборудованный его Wi-Fi. С мозгом третье ухо должно связываться через Bluetooth. Это очень болезненный процесс, уже проведено более 50 операций, и впереди ещё требуется много работы и выдержки. Но Стеларк всех уверяет — в результате будет самое настоящее ухо. Третье ухо.

То, чем занимается Стеларк невозможно подвести под определение и назвать единым термином. «Киберпанк», техно арт», «scienceart» — какие только ярлыки не вешали на творчество художника. Однозначно можно сказать, что Стеларк гений перфоманса, который преподнес свою главную идею в самом шокирующем, но в тоже время самом оправданном виде.

Пора спросить себя, является ли двуногое дышащее тело с бинокулярным зрением и объемом мозга 1400 кубических сантиметров адекватной биологической формой. Оно не способно справиться с объемами, сложностью и качеством информации, которую оно накапливает… Главное давление на планете — это больше не гравитация, а информационный напор. Гравитация дала эволюционирующему телу форму и остов и удержала его на Земле. Информация побуждает тело выйти за пределы себя самого и биосферы в целом. Информация кроит форму и функции постэволюционного тела.

Стеларк

 

Если вы хотите узнать больше о Стеларке, то у вас есть уникальный шанс — прямо сейчас в Центре современного искусства «Лажня» в Гданьске проходит выставка художника.

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook