«Ценности вместо качества»

Опубликовано 07 июля 2014 в 02:33
0 0 0 0 0

Сегодня состоится лекция известного российского куратора и теоретика искусства Виктора Мизиано «Ценности вместо качества».

Почему нас заинтересовала эта новость? Дело в том, что, посещая порой такие музеи, как Pompidou в Париже или Macba в Барселоне, выставки и инсталляции так называемого современного искусства, порой впадаешь в недоумение и задаешься некоторыми вопросами «Что это, зачем и почему?», на которые ответа иногда просто нет. Современное искусство — это вещь непростая, в большей мере, из-за того, что техника исполнения творческого продукта абсолютно не имеет границ, а результат — каких -то шаблонов. Вот так и открылась лазейка для всех, кто стремился стать великим или всегда хотел считать себя классным и талантливым чуваком с непревзойдённым эстетическим вкусом; вот так и заполонилось мировое арт-пространство всяческими каками…   Мне очень понравился случайно попавшийся на глаза рассказ Аркадия Аверченко «Ихневмоны» , он как раз про выставку работ современного искусства, вот, попробуйте кусочек:

«…Обращает на себя внимание любопытная картина Стулова «Весенний листопад». Очень милы голубые квадратики, которыми покрыта нижняя половина картины… Художнику, очевидно, пришлось потратить много времени и труда, чтобы нарисовать такую уйму красивых голубых квадратиков… Приятное впечатление также производит верхняя часть картины, искусно прочерченная тремя толстыми черными линиями…

Прямо не верится, чтобы художник сделал их от руки! Очень смело задумано красное пятно сбоку картины. Удивляешься – как это художнику удалось сделать такое большое красное пятно.

Целый ряд этюдов Булюбеева, находящихся на этой же выставке, показывает в художнике талантливого, трудолюбивого мастера. Все этюды раскрашены в приятные темные тона, и мы с удовольствием отмечаем, что нет ни одного этюда, который был бы одинакового цвета с другим… Все вещи Булюбеева покрыты такими чудесно нарисованными желтыми волнообразными линиями, что просто глаз не хочется отвести. Некоторые этюды носят удачные, очень гармоничные названия: «Крики тела», «Почему», «Который», «Дуют»…»

Собственно, лекция, на которую нам предлагает сходить ГЦСИ (хотя, мне иногда кажется, что они предлагают вовсе не нам с вами, простым смертным, а своей тусовке) должна ответить на вопросы, что хорошо и что плохо. И не просто поставить перед фактом, а с разъяснениями: лекция продемонстрирует различные подходы к проблеме качества искусства и формированию критериев его оценки.

Немного сложных словосочетаний от Виктора Мизиано: «В предстоящей лекции современное искусство будет анализироваться в контексте теории нематериального производства, а художественная практика будет рассматриваться как пример нематериального труда, более того, как его наиболее характерное и исчерпывающее проявление. Из этого следует, что усилия современного художника (а, следовательно, и куратора) направлены не столько на производство материальных артефактов, сколько на создание новых форм жизни. Однако как оценить результаты этой деятельности? Понятие «качество жизни» — это ведь скорее понятие экономическое и социологическое, в то время как в художественной сфере понятие качества слишком тесно связано с классической категорией рукотворного мастерства.
Я бы предложил заменить «качество» на «ценности», потому что именно ценности обычно мобилизуют людей, направляя их усилия по изменению и улучшению жизни».

В программе заявлены история и теория современного искусства. Слушать лектора будем в режиме он-лайн-трансляции.
Площадка: Государственный центр современного искусства, Малый зал, начало в 18:30

0 0 0 0 0
Вконтакте
facebook