Развлечения

Тяжела и неказиста специальность журналиста

Опубликовано 06 октября 2014 в 15:25
0 0 0 0 0

«Какие же вы, калининградцы, самовлюблённые м#даки» — примерно так, провокационно и без предварительных ласк, согласно плану должна была начаться сегодняшняя «Комната ненависти», в которой мы порассуждали бы о дрянном менталитете себя и своих сограждан, о нашей неподтверждённой наукой исключительности по сравнению с остальными россиянами и о том, что европейцами не рождаются — ими становятся, причём посредством упорного, кропотливого самосовершенствования. Темы, одним словом, не слишком свежие и поднимавшиеся тысячу раз — способны представить себе этот текст, хотя бы в общих чертах? Уверен, что да, но если вдруг не очень, то я его кратко резюмирую: дерзкая завязка, нравоучение, плоская шутка, нравоучение, шутка, ОЧЕНЬ ПАФОСНОЕ НРАВОУЧЕНИЕ, финальная мораль, развязка. На протяжении всего материала я несколько раз нецензурно выругался, удачно сострил, не сказал ничего нового. Вы зевнули, бросили лениво «сам такой же» и ушли, но план вроде как выполнен, а я могу спать спокойно.

ЭФФЕКТА — НОЛЬ, но таковы издержки работы «за палочки». Качество уступает количеству, а дедлайны душат вдохновение, и творческий процесс превращается из удовольствия в невыносимую рутину — вот об этом, пожалуй, я и правда хотел бы рассказать. Не будет сегодня никаких скандалов; незачем врать и себе и вам, пытаясь сохранить хорошую мину при плохой игре, если можно просто взять читателя за руку и провести его за кулисы The Kaliningrad Room, показать ему волшебный мир журналистики с изнанки, поделиться тем, что истинно тревожит ум автора: Балтийское море в шторм порой не так беспокойно, как несчастная душа поэта… ах.

Изучая наш и многие другие интернет-порталы, неискушённые читатели периодически задаются вопросом: откуда берутся проходные материалы? Ведь вроде бы умеете, вроде бы могёте — мол, «я же лично читал не одну замечательную статью по культивации трюфелей и домашнему садоводству за авторством этого вашего Ивана Иванова… а как весело он расписал про технику ловли карася на хлебный мякиш — мы с мужиками всем цехом ржали! Такой хороший был писака, а тут скатился до какого-то стрит-арта… что это такое вообще, о чём он пишет?»

Даже у автора, творящего без контроля сверху, однажды может случиться творческий кризис, вызванный боязнью не оправдать ожидания читателей. В музыкальной среде это называется «синдромом второго альбома» — многие молодые группы, выпустившие одну хорошо принятую слушателями и критиками запись, в последствии не знают как прыгнуть выше своей головы и начинают либо неуместно экспериментировать на следующей, либо делать то же самое, но уже не так круто из-за отсутствия первоначальной искренности.

Самое главное, что должен понимать читатель, но о чём многие даже не догадываются, это то, что разные издания работают по-разному. Нельзя сравнивать юмористический авторский паблик ВКонтакте и… The Kaliningrad Room, к примеру. В первом случае создатель наполняет своё творение контентом по мере свободного времени и наличия вдохновения — он может позволить себе простои, потому что чаще всего не имеет со своего труда никакой материальной выгоды, а потому не зависит от читателя; напротив, читатель зависит от автора, потому как с нетерпением ждёт его новых работ. Во втором же случае, когда писательство превращается в ремесло со всеми вытекающими коммерческими элементами, позволить себе простои издание уже не может, а потому предохраняется и гарантирует себе стабильность (а журналистам зарплату) многочисленными графиками, планами, расписаниями — иными словами, пытается систематизировать творческий процесс, приучая своих авторов к порядку. Собственно, коллапс зарождается уже здесь.

ПисАть по расписанию, друзья, всё равно, что точно так же пИсать — попробуйте хотя бы неделю справлять малую (а можно и не очень) нужду в заранее чётко установленное время. Уверяю вас, это очень непросто. Вот вроде выпили вы кувшин воды, а до мочевого пузыря никак не дойдёт — как быть, если по графику через пятнадцать минут нужно уже помочиться? Тут, конечно, моё изящное сравнение проседает, но если речь идёт о том, чтобы писать материал когда у тебя нет вдохновения, то не остаётся ничего другого кроме как стиснуть зубы и тужиться. Тужиться, тужиться и тужиться, краснея и раздувая щёки, потому что в итоге что-нибудь да выйдет — почти наверняка не очень и так себе, но когда ты работаешь «за палочку», то это в любом случае лучше чем денежный штраф и выговор от начальства за то, что ты не смог найти вдохновения. Пожалуй, единственная профессия, в которой подобная система более абсурдна, чем в журналистике, это охрана правопорядка — искать преступления там, где они не свершались, зачастую занимаясь их инсценировкой ради бездушного плана, это, конечно, абсолютная победа бюрократизма над здравым смыслом.

Иногда материалы, которые нужно сдать, выстраиваются в цепочку на несколько дней подряд — тогда рассчитывать на какое бы то ни было вдохновение попросту бессмысленно. Творчество превращается в конвейерную полосу, мозг включает режим автопилота, и ты просто выпадаешь из реальности. Всё, что хочется после такого — посмотреть дурацкую, самую глупую и бессмысленную комедию с максимально жопно-сортирным юмором.

Тем не менее, мы не полицейские, хотя дело наше при определённой подаче может быть не менее важным. Некоторые наверняка вопросят: а почему бы не работать фрилансером, писать внештатно и получать свои деньги сугубо по факту? Увы, несмотря на то, что отдельным людям подобный трюк удаётся, в большинстве своём работодатели от такой практики не в восторге — контролировать внештатного сотрудника практически невозможно, и если вдруг после написания статьи о дауншифтинге ему случайно взбредёт в голову и самому свалить на Гоа, то издание попадёт в затруднительное положение. Если на Гоа одновременно решат свалить ВСЕ сотрудники — изданию  просто п#здец.

Вот и выходит, что в итоге мы вынуждены зарабатывать на жизнь тем, что у нас получается лучше всего, но на таких условиях, которые этот талант на корню нивелируют — профессиональный парадокс. Хочется делать всегда хорошо, а иногда приходится делать быстро. Хочется упирать на качество, а от тебя требуют в первую очередь количества. При этом, ни в коем случае не нужно думать, что мы тут опустили руки и сдались — чёрта с два! Мы по-прежнему стараемся и ищем время для того, чтобы радовать себя и вас материалами, за которые нам не будет стыдно, но здесь кроется новая проблема: не всегда материал, написанный с душой и отнявший уйму времени, будет оценён по достоинству читателем. Грустная правда о человеческой природе такова, что лучшим средством привлечения внимания к статье по-прежнему служат скандальные заголовки или чьи-то сочные буфера крупным планом  за это мы вас даже не виним, но всё равно бывает чертовски грустно, когда хороший материал, к которому нельзя было прикрепить ничего подобного, остаётся незамеченным. Как пелось в одной малоизвестной песне:

«Сколько слов в пустоту, сколько фраз в молоко,
Сколько нужно семян, чтобы что-то взросло,
Сколько строк, перебрав, нужно вымучить зря,
Чтобы в сердце твоё привнести часть огня?» 

Вообще, за кадром нашей деятельности остаётся огромный пласт, скрытый от взора читателя: дважды в неделю мы собираемся в живую, чтобы часами напролёт обсуждать темы материалов, которые будут интересны для вас, методы оптимизации нашего труда и совершенствования проекта. Иногда мы не спим ночами, иногда мы не едим и не пьём, будучи поглощёнными своими текстами: всегда помните, что статья, которую вы прочитали за 10 минут, писалась по меньшей мере часа четыре, а то и больше — если бы можно было сложить всё время, что лично я провёл над сочинением одних только заголовков и аннотаций, его бы, наверно, хватило на отдельную жизнь. Всё, что мы пишем, дорогие читатели, всё, что мы делаем, мы делаем ради вас, и если вам не безразлично будущее журналистики в вашем городе, то помогите нам, критикуйте нас, дайте нам знать, чего вы хотите, а что вам не нужно  становитесь частью нашей большой калининградской комнаты и давайте делать её вместе. 

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook