Эксклюзив

Я давно уже понял, кто я: разговор с Олегом Грузом

Опубликовано 28 августа 2014 в 16:54
0 0 0 0 0

Олег Груз рассказал редакции The Kaliningrad Room, почему ему не хватило любви к Родине в Калининграде, с каких пор он больше не смотрит кино и не считает себя патриотом. Поклонникам Николая Баскова и Владимира Мединского просьба не читать.

— Какие впечатления остались у Вас от фестиваля «Короче» и от Калининграда в целом?

— Год назад я уже приезжал на фестиваль «Короче» в качестве члена жюри. Город в прошлый раз мне понравился больше, потому что я его меньше видел. Мне очень жаль, что у жены мэра нет своего завода по производству тротуарной плитки, тогда бы весь город был ей выложен. Вообще у меня очень противоречивые впечатления о внешнем виде Калининграда и его жителях. Любви к Родине мне здесь не хватило.

— Возможно, довольно трудно на первый взгляд разглядеть любовь к Родине под налетом большей европеизированности Калининграда в отличие от других городов России.

— Не поэтому. Если бы здесь была та европеизированность, о которой Вы говорите, тогда бы были фасады зданий починены, дороги сделаны. Это же не европейцы должны приезжать делать. Но это моё мнение, вы спросили, что мне не понравилось – я ответил.

Сам фестиваль – очень полезное дело. Здесь выигрывают проигравшие: участники получают опыт, ведь это площадка для молодых, и возвращаются домой с хорошей творческой злостью. Здесь начинающие режиссёры могут объективно сравнить свои работы с картинами других, сидя в одном зале в одних предлагаемых обстоятельствах.

— Вы уже успели упомянуть, что приезжали на фестиваль и в прошлом году в качестве жюри. Произошли какие-то качественные изменения на втором фестивале?

— В этом году было сложнее, потому что состав жюри был больше, 11 человек. На мой взгляд, мы местами друг другу мешали. Да и программа была другой: на первом фестивале чувствовался задор, было много ироничных картин, а на этом просматривалось много политических моментов.

— Считаете, такая тенденция пошла из-за изменения политической ситуации в стране?

— Конечно. Нас полгода уже натаскивают исключительно на политику: скоро развлекательных каналов на телевидении не будет совсем, везде будут идти только политические ток-шоу.

— Касательно победителей фестиваля, Вы полностью согласны с тем списком, что был оглашен?

— Нет. По нескольким номинациям мой выбор пал на абсолютно другие картины.

— Вы же, ко всему прочему, тоже являетесь режиссером и в 2008 году сняли полнометражный фильм «Рвы». Как вы решились на съемки собственного фильма и через что пришлось пройти в процессе?

— У меня не было такого, что есть нечего, а я решил «пойду-ка в режиссеры». Я написал свое произведение и снял по нему фильм. Когда показывал свою работу людям, то постоянно слышал какие-то версии, как должна выглядеть моя идея. Получается, ты сам её не успевал реализовать, но тебе уже рассказывают, как этим нужно заниматься.

— «Рвы» — это же ваш единственный режиссерский опыт?

— Все свои видео для интернета я делаю сам, выступаю в них и режиссером тоже.

— Есть желание снять ещё одну полнометражную работу?

— Честно говоря, не особо. При той ситуации, как развивается российский кинорынок и чьи советы приходится слушать – мне не хочется участвовать во всём этом и тратиться на эту высокопафосную некомпетентность.
После фильма «Газгольдер» я себе задал вопрос: «Хочу ли я дальше этим заниматься?» и понял, что не хочу. Мне есть, чем сейчас заняться, я лучше буду писать стихи и выступать со спектаклями, чем соревноваться с кем-то, пытаться что-то доказать и «мериться кассами».

— «Газгольдер» оправдал ожидания создателей? О нём довольно много говорили, мол, русские рэперы сняли русское кино. Даже написал Коммерсант довольно хвалебную статью.

— Причём, это была не заказная статья, как и все остальные. От себя я могу сказать, что пиар-компанию мы провалили местами: не выходили на киноаудиторию и рекламировали фильм только за счёт наших интернет ресурсов, но этого не хватило. Масса людей не просто не увидела фильм, она даже не узнала, что он вышел.

— Фильм создавался для широкой аудитории или всё-таки был больше направлен на поклонников рэп-культуры?

— Мы делали его для широкого зрителя. В фильме нет никакого самолюбования, мы просто пытались сделать то, что и так делаем: там в свободной форме изложены стихи и песни, которые просто представлены в другом контексте.

Мы будем работать над собой, но всё равно для нас, как для ребят «с улицы», — это успех — появиться на большом экране. Кстати, «Газгольдер» был последним фильмом, который по закону получил прокатное удостоверение, будучи фильмом с матом.

— Российское кино вообще смотрите?

— Нет. Стараюсь кино совсем не смотреть. Я много его насмотрелся.

— Какие-то знаковые российские фильм наверняка для Вас есть?

«Окраина» Петра Луцика. Я после этого фильма перестал быть кинопотребителем. Это потрясающее кино, которое ответило на многие мои внутренние вопросы.

— В июне этого года у Вас на странице в социальной сети появилось стихотворение «Обращение к министру культуры», в котором Вы в довольно критично высказываетесь против закона о запрете мата. Считаете, русская культура и мат неразрывно связаны?

— Конечно. Пусть мне министр культуры предъявит произведения искусства. Я не понимаю, почему Николаю Баскову на День России можно выступать на Красной площади и транслировать это на всю страну, при том, получая награды за это, а, например, группе АК-47 выступать для 200 человек на своем концерте уже запрещено?

— То есть, мат должен быть в культуре?

— Он же там есть. Не я его придумал. И не было в своё время закона, который разрешал бы нам материться, была какая-то свобода слова. А теперь что?

У нас же есть люди, чье творчество на мате строится, Шнур, например. На одной стадии творчества он мне не нравился, а сейчас нахожу его очень ироничным. Да и я сам, может, не достиг бы такой точки в своём творчестве, если бы не говорил на своём языке со своими людьми. А зачем врать и притворяться, что я лучше и чище? Почему я должен пренебрегать матными словами? Это же не я придумал, это данность. Тоже самое ,что вы будете ходить по Калининграду и не смотреть на лужи, делая вид, что их нет, и думать, мол, «Если мы не будем смотреть на лужи, мы будем лучше и станем Европой». Министр культуры должен поддерживать культуру, а не запрещать её.

У меня вообще много вопросов к власти, например, кто у нас составляет репертуар театров? Как режиссеру и как зрителю мне надоело смотреть одни и те же спектакли в разных трактовках. Где современная драматургия? Её же убили. Рынок передиктовал всё: теперь у нас Басков олицетворение народной культуры .

Посмотрите, кто у нас сидит в общественном совете при министерстве культуры. Там нет моего представителя – представителя субкультур. Там собрались какие-то пожилые люди, сбитые лётчики, есть, конечно, и вполне уважаемые, но в целом… Если бы меня туда позвали, я бы не пошёл, потому что мне есть, чем заниматься, я ещё в силах сам производить творчество, а не сидеть учить людей, как это нужно делать. Тут отлично подходят слова В.В. Путина, которые он сказал на одном интервью: «Пусть они своих жён учат дома щи варить». Не надо меня учить пользоваться языком, на котором я могу объяснить больше, чем они смогут понять.

— Под этим постом, в котором вы и опубликовали стихотворение «Обращение к министру культуры», была подпись «Надеюсь, до него дойдёт». Дошло?

— А как вы себе это представляете? Должен был раздаться звонок, где на другом конце провода сказали бы: «Застрелись»? Я об этом вообще не думаю. Когда наш министр написал «Мифы о России» (Трехтомник Владимира Мединского, который в 2009 году был признан ИД «Коммерсантъ» «самой тиражной исторической книгой современной России», суммарный тираж составил 170 тыс. экземпляров. На страницах книг Мединский пытается развенчать негативные стереотипы о России и предлагает новый взгляд на российскую историю. – прим. ред.), я сразу понял, о чём идёт речь, и кто этот человек. Для меня лично, назначение такого министра – это оскорбление.

— И что тогда делать с такой властью?

— Игнорировать! Не обращать на это внимание и заниматься своим делом. Возле дома у тебя яма или лужа – выйди закопай. При этом просто нужно быть в рамках закона. А как с властью разговаривать, если она нас не слышит? Я уже давно ничего не от неё не жду.

— Не ждёте ничего от власти, но патриотом при этом Вы себя считаете?

— Что значит патриот? Готов ли я убить за Россию?

— Это значит, при всех вопросах к власти, вы продолжаете любить свою страну?

— Я никуда не уезжаю и никуда не собираюсь уезжать. Я не люблю, когда люди эмигрируют на запад, а потом публично начинают говорить, как в России плохо. Зачем «нести сор из избы»?

Я считаю, слово «патриот» — неправильное. Оно точно ко мне не подходит.

-Тогда может ли случиться что-то в стране, что вынудит вас из неё уехать?

— Желание моих близких пойти убивать за какую-то идею. Конечно, не хотелось бы ещё, чтобы всякие идиоты высокопоставленные портили своими различными инициативами нашу жизнь.

-Что для вас значат деньги, и реально ли зарабатывать при такой профессии, как поэт?

— Для меня поэт – это не профессия, но это дело, которое меня кормит. Поэту можно заработать. Меня часто спрашивают : «Олег, чем ты занимаешься?», а я всегда отвечаю «Я — поэт. – но все добавляют: Ну да, поэт. А живешь на что? – Я – поэт, у меня концерт стоит денег, где я рассказываю людям то, что знаю». А иначе как? Мне Резником становится?

Я всегда отказывался только выступать на телевидение, чтобы не обесценить свои строки. Поэзия – это то, к чему человек должен прийти сам.

— На телевидение не появлялись и не собираетесь?

— А с кем там можно разговаривать? Беседа просто не получится, если она будет с перерывами на рекламу. А главное, зачем? У нас есть интернет, и там всегда есть Олег Груз. Пока он бесплатный, накачайте себе видео, раз есть такая возможность.

-Что для вас значит быть поэтом?

— Стихи я пишу, прежде всего, для себя, чтобы понимать, как трансформируется моя личность. Если бы не стихи, не факт, что мы бы сейчас разговаривали. Поэзия спасла меня, когда я не нашёл ещё себе, так скажем, покровителей. Мне очень повезло с людьми в жизни, которые меня поддерживали на тех этапах, когда я был «гол как сокол» и никому не нужен, и когда кроме стихов у меня ничего не было. Да, я работал в разных компаниях, и мне всё время приходилось работать, прежде чем стихи стали моей полноценной деятельностью.
— Получается, что в вашем понимании поэт — это вовсе не «глас народа» или человек, своим примером показывающий «как надо»?

— Я всегда придерживался идеи «начни делать мир другим с расстояния вытянутой руки и добавляй к вытянутой руке шаги». Вытянул руку, сделал в этом радиусе всё хорошо – сделай шаг и продолжай делать хорошо дальше. Я могу много уповать, ходить митинговать, но я буду по-прежнему по колдобинам в асфальте возвращаться домой с этого митинга. И ничего не изменится.

— В одном из ваших стихотворений есть строчка «Я верю в любовь, надеясь На то, что и среди людей есть Настоящие Боги». А в самого Бога верите?

— В классическом варианте – нет. Понимаете, у нас православная страна, я не могу говорить, что я действительно думаю. Закон о мате — это ещё меньшее из того, что было запланировано принять в нашем правительстве. В концепции общественного развития много моментов, за которые мы «поблагодарим» нашу власть, и религия в том числе.

— Если бы у вас была возможность обратиться ко всему миру и быть услышанным, какое свое стихотворение вы бы прочли?

«Лети и Думай!»

P.S.

Лети и Думай!

Олег Груз

Лети, и думай, что же хотел Он
Тебе сказать, ограждая телом
Твоим Своё Творение от твоего?!
Постигай Замысел и Мастерство Его –

Всё Совершенство и Торжество
Величия Духа, Его Естество,
Всю Бесконечность и Волшебство,
Не замечаемое большинством

Летящих, и думающих над тем,
Где им найти Его Свет в темноте,
И место Ему в пустоте своих тел?
Лети, и думай – ОН ТАК ХОТЕЛ,

Чтобы ответ не был найден!
Он его скажет – Один на Один,
Между грядущим и предыдущим,
На что тут каждый был претендующим…

Лети и думай! Вспоминай, кто мы?
Где мы? Кем, и куда ведомы
От родных стен Дворца
Нашего Отца – Творца?!

Жизнь – Матрица, или Реальность?
Насколько Душа твоя материальна?
Что за потоки тебя распирали
Изнутри, а какие – несли по спирали?

Лети и думай, какова Сила
Энергии твоего потенциала?
И как она тут на тебе отразилась?
И где она здесь тобой разбросалась?

Лети, и думай, как всё могло быть,
Если б Вселенную удалось схлопнуть
До размеров твоего тела –
Что бы ты с собой в первую очередь сделал?

Иди, и делай себя Вселенной!
Восстань из тлена! На Земле оной
Жизнь – не исчезает бесследно,
А возвращается обновлённой!

29.05.2014

Фотоматериалы Рома Ровный
Видеоматериалы из архива Олега Груза

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook