Развлечения

«Заметки о начале короткого 20 века». Выставка в Калининграде

Опубликовано 28 марта в 17:01
0 0 0 0 0

Балтийский филиал ГЦСИ совместно с Центром современного искусства Riesa efau –Motorenhalle (Дрезден, Германия) подготовил выставку «Заметки о начале короткого 20 века», которая продлится до 8 апреля. Выставка уже была показана в Германии, Австрии и Чехии в 2014 году. Теперь же наступила очередь Калининграда, который, безусловно, является одной из важных точек на маршрутном листе проекта. Мы сходили в «Кронпринц» и рассказываем, почему важно посетить одну из самых интересных выставок весны.

33243767216_cba1647340_k

Калининграду, кажется, к рефлексиям на тему войны не привыкать: сам воздух и атмосфера города пропитаны событиями давно минувших дней, к которым нет-нет, да и вернутся представители местной арт-сцены. А как иначе?

Война и ее наследие плотно вплелись в идентичность города, поэтому проведение выставки в бывшем фортификационном сооружении добавляет дополнительный и очень значимый оттенок проекту.

Мансарда «Кронпринц» — молчаливое напоминание о постоянной угрозе войны, которой так боялись пруссы. И боялись, как показало время, не зря. Иронично и страшно одновременно об этой «нависшей угрозе» говорит инсталляция калининградской группы Сан Донато: реконструкция «железного солдата», заключенного в символическую клетку, рассказывает о странном обычае времен Первой Мировой. Человек, желающий пожертвовать деньги на нужды немецкой армии, мог купить гвоздь и вбить его в деревянную фигуру солдата. Времена «Железного солдата» прошли, но и теперь сбор пожертвований на армию – к слову, уже не немецкую – частое явление.

33156547801_ba880ced54_k

Примечательно, что несмотря на то, что выставка – международная, в «Заметках..» есть определенная «работа на местности». Например, швейцарская саунд-художница Карен Гейер сделала интересную компиляцию, состоящую из воспоминаний о Первой мировой бывшей жительницы дома на Литовском валу и экспериментального аудиоряда, добавляющего рассказу женщины трогательную эмоциональность.

К попыткам оживить российскую историю обратились и художницы Ольга Алиа Крулишова и Яна Моржковска: целая стена, состоящая из «живых» картин рассказывает о последнем годе жизни сестер Романовых. С помощью медиа-арта художницам удалось достигнуть нужной для понимания истории человечности, которой учебникам по истории точно не добиться. В этом смысле работа «Слава», которая как будто ставит зрителя в положение человека перед расстрелом, задает очень важные для понимания проблемы гуманности на войне вопросы. Где начинается ответственность отдельного человека? Что такое
коллективная совесть? И кто, скажите, виноват?

33284924665_63f69148e7_k

После посещения выставки есть стойкое ощущение того, что все художники, неважно из какой страны, нащупали один важный симптом, который в век всеобщей милитаризации нужно знать, чувствовать и определять каждому. Коллективная апатия – именно так называется эта болезнь, доходящая до уровня эпидемии в военные годы.

Об этом и работа «Инсектицид» Антона Кузнецова, когда газ – удушливый, ядовитый, – становится разделяющей пеленой между «нашими» и «вашими». Где одна сторона — это собирательный образ врага, а другая носит метафоричный противогаз, затрудняющий понимание происходящего. И где все становится до такой степени нереальным, эфемерным, что даже лица «соратников» различить не удастся. Потому что на войне – каждый сам за себя, какими бы идеологиями и верами в коллективное это не прикрывалось.

33284921655_429b7341e7_k

TKR настойчиво советует сходить на самую неординарную выставку сезона, чтобы самому разобраться в вопросах, которые не только не изжили себя, но и получили новое значение в последние годы. Подкупающая особенность выставки – комфортное соседство саунд — и видеоинсталляций с архивными фотографиями и живописью – поможет разобраться во всем многообразии современных арт-практик

Фото — ГЦСИ

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook