Эксклюзив

В будущее на двух колёсах

Опубликовано 29 апреля 2014 в 19:00
0 0 0 0 0

Буквально на минувших выходных в Калининграде успешно прошёл очередной открытый велозаезд «Критическая масса», заявляющий о велосипедистах как о полноправных участниках дорожного движения, а сегодня на проспекте Мира в районе стадиона «Балтика» уже вовсю ведутся работы по строительству новой велодорожки, призванной облегчить жизнь как любителям покрутить педали, так и автомобилистам, которые отныне смогут расслабиться, не боясь случайно зацепить очередного двухколёсного гонщика. Несмотря ни на что, город движется в верном направлении, и людей, выбирающих для себя этот экологичный и дешёвый вид транспорта, становится всё больше; впереди нас ждёт ещё порядка пяти месяцев тепла, поэтому если вы до сих пор не обзавелись собственным железным конём, то сейчас самое время об этом задуматься. По такому поводу специально для вас The Kaliningrad Room составил тематическую подборку фактов о велосипеде, исторических и не очень:

  • Первым в мире достоверно известным велосипедом был вовсе и не велосипед, а самокат. Изобрёл и запатентовал его немецкий барон с лаконичным именем Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драйз фон Зауерброн в 1817 году. Конструкция состояла из деревянной рамы, а так же металлического руля и колёс, но вот педали в ней предусмотрены не были: чтобы передвигаться на таком самокате, нужно было забавно отталкиваться ногами от земли, так же, как сегодня это делают маленькие дети на набирающих ныне популярность беговелах. Поговаривают, что к своему изобретению барона подтолкнул чрезвычайно неурожайный год, негативно отразившийся на поголовье лошадей — именно так на свет появилась его механическая лошадка. Жаль только, что судьба сыграла с Карлом фон Драйзом злую шутку — лошадку в итоге стали называть велосипедом, а по фамилии барона теперь именуют совершенно другой вид транспорта, железнодорожную дрезину.
  • До более или менее знакомого нам вида велосипед довёл шотландец Киркпатрик Макмиллан, снабдивший заднее колесо педалями в начале 1830-ых годов, после чего «изобретать велосипед» стали едва ли не все подряд, о чём говорит хотя бы тот факт, что к концу девятнадцатого века на этот вид транспорта было выдано порядка 1000 патентов во Франции, 2400 в Англии и 4000 в Соединённых Штатах.

 

  • К слову, всем известные братья Райт, в последствие прославившиеся конструированием самолётов, начинали свой творческий именно с велосипедов. Детали некоторых из них сыграли не последнюю роль в постройке знаменитого Райт Флайера 1903, на котором был совершён первый в мире полёт, при котором летательный аппарат с человеком поднялся в воздух на тяге двигателя, пролетел вперед, и совершил посадку на месте с высотой, равной высоте места взлета.
  • Само же слово «велосипед» в переводе с латыни означает «быстрые ноги», однако в девятнадцатом веке его гораздо чаще именовали «костетряской«, так как колёса в ту пору собирались целиком из металла, что, разумеется, крайне отрицательно сказывалось на комфорте во время езды. Изменил ситуацию находчивый ветеринар из Дублина, известный как Джон Бойд Данлоп; поговаривают, что однажды увидев на велосипеде своего сына, у которого в буквальном смысле стучали зубы, тот решил снабдить колёса неким подобием современных покрышек, использовав в этом качестве первое, что попалось под руку, а именно обыкновенный садовый шланг, обрезанный и заполненный изнутри водой.
  • Первое в мире кругосветное путешествие на велосипеде совершил британец Томас Стивенс, стартовав из Сан-Франциско в 1884 году и проехав через Англию, Францию, Германию, Австрию, Венгрию, Словению, Болгарию, Турцию, Армению, Курдистан, Ирак, Иран, Афганистан, Индию, Китай и Японию, и в итоге вернувшись назад, в Сан-Франциско в 1887-ом. Но что в этой истории интереснее всего — Стивенс путешествовал на велосипеде ещё старой конструкции, с диаметром переднего колеса в пять раз больше заднего (!!!), а с собой взял только пару носков, сменную рубашку и любимый револьвер «Смит и Вессон» 38-го калибра.
  • Велосипеды, помимо всего прочего, сыграли огромную роль в эмансипации женщин — не в последнюю очередь именно благодаря им в дамскую моду 90-ых годов позапрошлого столетия вошли шаровары, сменившие собой корсеты и другие сковывающие движения вещи. Знаменитая американская суфражистка Сюзан Энтони так отзывалась о велосипеде в своём интервью для «New York World»: «Я думаю, что велосипед сделал больше для эмансипации женщин, чем всё остальное вместе взятое. Он даёт женщинам ощущение свободы и независимости. Сердце моё наполняется радостью всякий раз, когда я вижу женщину на велосипеде… это — зрелище свободной, неугнетённой женщины».
  • Достоверно известно, что объём лёгких профессионального велогонщика — порядка восьми литров против трёх-четырёх у обычного человека, а езда на велосипеде сжигает до шестисот калорий в час и позволяет передвигаться в три раза быстрее, чем при ходьбе или беге, при одних и тех же энергозатратах организма.
  • Мировой рекорд скорости на велосипеде — 268 км/ч, и установлен он пятидесятилетним датчанином Фредом Ромпелбергом  на Бонневильской соляной равнине (штат Юта, США) в 1995 году. Для достижения такой скорости Фреду использовал воздушный колокол от впереди идущего драг-кара (воздух за автомобилем разряжен и сопротивление ему намного меньше) а так же специально сконструированный велосипед, с несколькими рядами звёзд, обеспечивающими гонщику максимальное передаточное число. К слову, при попытке поставить предыдущий рекорд Ромпелберг упал на скорости 220 км/ч и «отделался» двумя с половинами десятками переломов.

 

  • В Латвии каждый велосипедист обязан иметь соответствующее водительское удостоверение, в Польше и Чехии можно получить не то что штраф, но и реальный срок до двух лет за вождение велосипеда в нетрезвом виде, а в Копенгагене двухколёсного коня можно взять напрокат совершенно бесплатно и практически на неограниченное время, однако его использование за пределами города карается по закону, а замаскировать такой велосипед под свой чрезвычайно тяжело — помимо особенной раскраски, они обладают ещё и уникальным, необычным дизайном.
  • А вот рабочие завода Мерседес-Бенц в городе Зиндельфинген используют велосипеды в куда более скромных целях — для передвижения по его огромной территории, причём велосипеды каждого отдела покрашены в свой цвет. Мелочь, а приятно.
  • Самый высокий велосипед в мире собран американцем Ричи Тримблом и в высоту достигает четырёх с половиной метров. Никакого практического смысла в этом конечно же нет, зато публику эпатирует отменно. Главное — суметь забраться на него и во время езды случайно не задеть головой пролетающие в небе лайнеры.

 

  • Самый маленький велосипед, кстати, принадлежит руке мастера Николая Алдунина, и пролезает в игольное ушко. Правда покататься на нём, очевидно, не выйдет. Даже у вашей ручной блохи.

 

  • А если вы ищете роскоши, то фирма Aurumania с радостью предложит вам самый дорогой в мире велосипед, покрытый 24-каратным золотом и шестьюстами кристаллами от Сваровски. Обойдётся он вам в какие-то 100000$, но ездить на нём — по меньшей мере странно, потому что если вы можете позволить себе велосипед за такие деньги, то скорее всего у вас уже есть автомобиль раз в пять дороже. Так что на роль украшения он подойдёт куда больше: можно повесить его на стену, хотя конечно лучше на шею, правда это только при условии, что у вас уже есть золотой пистолет и собственноручно записанный хип-хоп альбом, тоже золотой. А лучше платиновый.

 

  • Парадоксальная кинезия — необычный феномен, до сих пор не изученный до конца. Суть его заключается в том, что люди, страдающие от болезни Паркинсона и едва способные передвигаться на ногах и чуть что падающие на землю, очень часто непонятным образом умудряются легко и непринуждённо ездить на велосипедах, не теряя при этом баланса и ничем не отличаясь от здорового человека. Велосипедная терапия широко применяется для ослабления симптомов болезни, хотя врачи кажется и сами не понимают, как же это всё-таки работает.
  • Однако, в жизни некоторых велосипед играет роковую роль, как например в случае с российским министром внутренних дел В.К. Плеве: зложелатели, провалившие до того несколько покушений, убили его прямо в собственной карете в 1904 году, подбросив в неё бомбу. Министра могли бы спасти его охранники, но… они по приказу самого Плеве ехали чуть позади на велосипедах, и с непривычки волновались больше о том, как бы с них не свалиться.
  • Ну и в заключение побудоражим юные умы: раз в год в более чем в тридцати странах мира проходят голые велопробеги, самый массовый из которых можно наблюдать в Лондоне. Участники, как можно догадаться, коллективно проезжаются по городу нагими, насколько — зависит от нескромности каждого отдельного человека, но заметим, что тех, кто ездит полностью в чём мать родила хватает, причём как с мужской, так и с женской стороны. Мы не приложим по этому поводу фотографий, ищите сами, но если мама застанет вас с поличным — держитесь партизанами и не сдавайте нас, The Kaliningrad Room 😉

0 0 0 0 0