Эксклюзив

«Я уверен, что радио не умрет»

Опубликовано 07 апреля 2014 в 11:00
0 0 0 0 0

Музыкальный редактор радио «Балтик Плюс» Антон Асафов о современном состоянии радиостанций, эталонном вещании и профессии радиоведущего в интервью нашему порталу.

К.Р.: Антон, сколько лет ты уже работаешь на радио?

А: В общей сложности, 18 лет. Я пришел в августе 1996 года на одну из радиостанций калининградской области, и с тех пор продолжается мое веселое путешествие.

К.Р.: А каким образом ты пришел на радио, и как возникла такая идея?

А: Лет в 10, наверное, в одном из сериалов я увидел радиостанцию. До того момента  мое представление о радио было следующим – некий человек сидит в рубке и разговаривает на серьезные темы, передает вести с полей, сообщает прогноз погоды и делает прочие скучные дела. Но когда я увидел, каким динамичным и крутым может быть музыкальное радио, я понял, что хочу заниматься этим, и с 10 лет моей любимой игрой была игра «в радио». На тот момент я жил в Мурманской области, и как только переехал сюда, сразу же стал крутить ручку приемника в поисках радиоволн. На тот момент мне было уже около 15 лет. Как ни странно, в маленьком городе Советске была радиостанция, которая существовала около полугода, и я, набравшись наглости, пришел туда и заявил, что хочу работать ведущим. На что мне сказали: «Мальчик, иди домой, запиши кассету». Но они ведь не знали, что кассет у меня на тот момент уже было огромное количество (смеется). Я принес эти кассеты, они все изумились и пригласили сделать одну передачу. Потом вторую, третью, и т.д. Таким образом я в это дело и влился.

К.Р.: Скажи, радио 18 лет назад и сейчас- это две большие разницы?

А: Безусловно. 18 лет назад радио было одним из главных показателей времени, определением того, что сейчас актуально, на что следует ориентироваться. Музыканты считались никем, если их песни не играли на радио. А радиоведущие были практически боги. А сегодня радио звучит, пожалуй, лишь в машинах. Дома люди предпочитают слушать музыку в интернете, и мало людей, которые целенаправленно слушают музыку по радио.

К.Р.: Тогда поменялась ли, в связи с этим, работа за микрофоном? Работа ведущего?

А: Прежде всего, в середине 90-х на радио была, считай, полная свобода. Сегодня же есть строгий формат, который определяет музыкальный редактор, программная дирекция, и т.д. Сегодня на радио очень трудно быть личностью. Ты должен звучать так, как нужно руководству. Сейчас очень трудно реализовать себя на радио, и те люди, которым это удается (а их крайне мало), как правило, живут в Питере и Москве.

К.Р.: А какое радио для тебя является неким ориентиром или идеалом?

А: Я огромный фанат американского радио, и мне очень хотелось бы приблизиться к этому совершенству. Можно сказать, что во Франции умеют делать вино, в Голландии – сыр, а в США умеют делать радио. Это страна является эталоном современного радиовещания. Все, что мы имеем в профессии на сегодняшний день, было изобретено там. Начиная от диджейских подводок и заканчивая форматами.

К.Р.: Есть что-то такое, чего не хватает современному радио, как в Калининграде, так и в общем в России?

А: Да трудно сказать, что чего-то не хватает. Это в 90-е можно было пенять на отсутствие музыки или технического оснащения. Сегодня этот вариант не прокатывает. Все радиостанции и в Калининграде и в Москве оборудованы примерно одинаково, и доступ к музыке абсолютно идентичный. И вот тут на первый план выходит человеческий фактор – идеи, креатив, мозги, работающие в нужном направлении. Вот что должно в первую очередь присутствовать в создании и работе на радио. Я уверен, что в каждом регионе эти человеческие ресурсы есть. Но, конечно, тут играет роль и финансовый вопрос. Поработав на московской радиостанции XFM, могу сказать, что 80% людей, работающих там, приехали из регионов. Каждый такой самородок из провинции, поработав у себя в городе, ищет пути реализации в Москве. Не в последнюю очередь, как раз из финансовых соображений, потому что в регионах работать исключительно на радио- дело не совсем прибыльное.

К.Р.: Говоря о переменах на радио за последние 18 лет, что можно сказать о нынешнем отношении молодежи к этой профессии?

А: В отличие от дня сегодняшнего, профессия радиоведущего в 90-е годы была абсолютно культовой. Проблема в том, что на радио давно не происходило ничего существенного и привлекающего внимание. И за это время успело сформироваться поколение, которое приходит сегодня работать в эту профессию. Но когда эти люди росли, они не слышали тех интересных вещей, которые, например, слушал я, когда формировалась моя любовь к радио. Интерес у молодежи к современным радиостанциям крайне мал, и он заключается в основном в том, чтобы передать приветы или послать смс-ку. И что любопытно, в Москве, когда человек приходит устраиваться на радио, один из вопросов, который ему задают на собеседовании, звучит так: «Звонили ли вы когда-нибудь на радио?» И можно быть уверенным, что если ответ будет «да», то ты никогда не попадешь в эфир.

К.Р.: Почему?

А: Считается, что человек, которому есть что сказать, не будет звонить на радио, а придет и заявит об этом в прямом эфире, а не по телефону.

К.Р.: Способно ли радио вернуть себе утраченные позиции? Или золотые деньки ушли безвозвратно?

А: Я считаю, что радио при всей свое простоте и некой винтажности, все-таки, довольно гибкая субстанция. Оно может меняться совершенно по-разному. Форма меняется, а суть остается прежней. Радио может окончательно переместится в интернет, и я думаю, что когда во всех автомобилях будет wi-fi, это обязательно произойдет. Но смысл останется тот же, а изменится лишь техническая часть. Поэтому в предрекаемую многими смерть радио, я не верю. А с неизбежными техническими новшествами, возможно, скорее, в его перерождение.

0 0 0 0 0